Предан был единственной команде!
Александр Михайлович Рогов выступал за "Торпедо" с 1958 по 1969 год, был его капитаном. Провел за автозаводский клуб более трехсот матчей и забросил в них 68 шайб. Более 35 лет он работал тренером торпедовской хоккейной СДЮШОР. Удостоен звания "Заслуженный тренер России". Под его руководством в разные годы тренировались будущие олимпийские чемпионы — Александр Скворцов и Владимир Ковин, чемпион мира и Европы Михаил Варнаков, а также призеры молодежных, юниорских мировых и европейских первенств — Евгений Бобарико, Олег Кудрявцев, Герман Кулев и многие другие. 22 декабря 2016 года именной стяг Александра Михайловича Рогова навечно был поднят под своды домашней арены «Торпедо» — культурно-развлекательного комплекса «Нагорный».
Настоящий вожак!
Как играл Рогов, мне, к сожалению, увидеть не удалось. В пору его выступлений, в 60-е годы, телетрансляций матчей «Торпедо» практически не было, а ездить на игры в Горький — маловат еще был, отец не брал с собой во взрослые мужские компании. Но болельщики-ветераны и одноклубники Рогова рассказывали, что незаурядным он был хоккеистом — боец до мозга костей, настоящий вожак команды и, что особенно они подчеркивали, никогда неспособный на подлости, как на льду, так и за его пределами.
Впервые я увидел Рогова сорок шесть лет назад — в марте 1972 года на финальном турнире областного первенства в Заволжье, когда он в самом начале своей тренерской карьеры возглавлял молодежную команду «Торпедо». Молодой, энергичный, в сереньком демисезонном пальтишке профессионально-спокойно, уверенно и в то же время по-отечески душевно руководил своими воспитанниками, что на соревнованиях областного масштаба было как-то необычно.
Не случайно его команда, в которой тогда солировали Виктор Доброхотов, Валерий Савин, Александр Цыганов, Михаил Миронов, а также более молодые Александр Скворцов, Владимир Ковин и Сергей Тюляпкин (все они от Рогова затем перешли в команду мастеров «Торпедо»), буквально «на одном коньке» разгромила всех соперников и убедительно выиграла турнир.
Некоторое время, в начале семидесятых, Рогов был и одним из тренеров торпедовской команды мастеров, но душа его все же больше лежала к работе с детьми и подростками. Юниоры «Торпедо», которых возглавлял Рогов, становились чемпионами России (1999 г.), серебряными (1992 г.) и бронзовыми (1975 г.) призерами первенств страны. Многие из воспитанников Александра Михайловича впоследствии пошли по стопам своего наставника и тоже стали тренерами. Кроме трех наших прославленных чемпионов — Ковина, Скворцова, Варнакова, — это Игорь Аверкин, входящий в тренерский штаб ХК «Саров», Виктор Доброхотов — тренер «золотого» состава молодежной команды «Чайка», а Сергей Тюляпкин, Сергей Еганов, Владимир Коньков и Евгений Бобарико обучили хоккейному ремеслу немало юношей в школе «Торпедо».
Уже тогда, мне — пацану — бросились в глаза его принципиальность, требовательность и в то же время уважение не только к своим подопечным, но и ко всем окружавшим его людям. И его воспитанники, с которыми мне тогда довелось познакомиться (и до сих пор поддерживаем дружеские отношения), были под стать своему тренеру — лихие и бесстрашные рыцари на площадке, вне ее — добрые и отзывчивые ребята. Затем, когда я по долгу службы стал регулярно освещать в областных газетах матчи юношеских торпедовских команд, мы познакомились с Роговым поближе, общались и, несмотря на большую разницу в возрасте, в итоге стали хорошими приятелями.
На мой взгляд, был у него какой-то особый человеческий дар притягивать к себе людей, особенно тех, кто моложе его. И доказательство тому — его многочисленные прославленные воспитанники.
Не ссылался на занятость...
В последние годы, когда Александр Михайлович находился на заслуженном отдыхе, я иногда позванивал ему, справлялся о его здоровье (которое резко пошатнулось), с интересом слушал его мнение по поводу последних хоккейных событий, обращался к нему с просьбой уточнить те или иные факты из истории «Торпедо». Он никогда не отказывал, не ссылался на занятость или плохое самочувствие, а подробно, профессионально и очень аргументированно давал свой комментарий к прошедшему матчу, исчерпывающую характеристику действиям команд и хоккеистов.
Иногда мы встречались с Роговым и на матчах «Торпедо». В январе 2012 года, накануне его 72-летия, мы встретились в «Нагорном». В этот день он просто не мог здесь не быть — ведь под своды ледовой арены поднимали стяги с фамилиями его самых титулованных воспитанников Скворцова, Ковина и Варнакова. Перед игрой я подарил Михалычу несколько фотографий, где он с одноклубниками-ветеранами на трибуне переживает за родную команду, а он поставил мне свой автограф на фирменной раритетной клюшке с надписью «Торпедо» — Горький» рядом с подписями автозаводских героев 1961-го Чистовского, Сахаровского и Кормакова. Как оказалось, это была наша последняя встреча… Однако память в сердцах любителей хоккея будет жить вечно.
Сергей Аристов