Один из самых волнительных моментов хоккейной игры – ситуация, когда в конце встречи одна из команд, уступая в счете одну, а то и две шайбы, снимает вратаря и пытается спасти матч. Насколько оправдан риск? Попытаемся найти ответ на этот вопрос с позиции беспристрастных цифр.
В 642 матчах текущего чемпионата (без учета встреч, состоявшихся в пятницу) уже зафиксировано 356 случаев, когда одна из команд играла без вратаря. Много это или мало? Все познается в сравнении, а поэтому проследим динамику этого показателя в КХЛ от сезона к сезону. 2008/09 – 39,73%, 2009/10 – 42,71%, 2010/11 – 46,86%, 2011/12 – 48,63%, 2012/13 – 50%, 2013/14 – 51,06%, 2014/15 – 55,45%. Как видите год от года показатель растет, что подтверждает мнение о все возрастающей напряженности матчей в Лиге. Ведь более чем в половине встреч их исход (и конечный результат) не ясен до самой последней секунды. Ну, а нынешний чемпионат пока бьёт показатели всех предыдущих сезонов.
Какая же из команд чаще других прибегала к этому приёму? Естественно, это не кто-то из числа лидеров, которые в большинстве матчей вопрос о победителе предпочитают не откладывать до последних минут. У СКА таких случаев всего семь, у ЦСКА и «Динамо» – по восемь. А вот, словно утопающие, хватаются за соломинку «Медвешчак» (23 матча), «Амур» (19), «Лада» и «Югра» (по 18). Загребцам, к слову, осталось лишь раз заменить вратаря на дополнительного полевого игрока, чтобы повторить рекорд КХЛ в этой номинации, установленный минчанами в сезоне 2009/10.
Теперь попытаемся найти ответ на вопрос – а насколько эффективна эта мера? Одиннадцати командам это ни разу не помогло, а чаще других забивали голы, не имея за своими спинами вратаря, хоккеисты «Медвешчака» (6 раз), «Югры» и «Лады» (по 5). Поскольку у команд было разное количество попыток спасти свои матчи, то для более объективной картины следует обратиться к проценту успешных попыток. Тут лидируют екатеринбуржцы (28,6%), за ними следуют югорчане с тольяттинцами (по 27,8%) и загребцы (26,1%). Рекорд же КХЛ по «качеству» также принадлежит минчанам, причем установлен он не в том же сезоне, когда имело место «количественное» достижение: в чемпионате 2012/13 они забили семь голов из 13 попыток, что составляет колоссальные 53,8%.
А главные неудачники текущего сезона – игроки «Салавата Юлаева» и «Йокерита», не сумевшие ни разу выгодно использовать замену вратаря. Уфимцы впустую потратили наибольшее количество попыток – 11 (при общем игровом времени 7 минут и 9 секунд), финны – наибольшее количество общего времени – 12 минут и 7 секунд (в десяти попытках).
Но игра без вратаря это и риск пропустить гол. И степень риска весьма высока: в нынешнем чемпионате от этого убереглись (пока) лишь московские армейцы – снимавшие вратаря, как говорилось выше, лишь восемь раз. А «лидеры» здесь «Медвешчак» (10 пропущенных шайб), «Барыс» (8) и «Торпедо» (5). Антирекорд КХЛ принадлежит, опять же, минчанам – 11 голов в сезоне 2009/10.
В процентном отношении хуже остальных в нынешнем чемпионате обстоят дела у «Барыса» (47,1%), «Медвешчака» (43,5%) и «Салавата Юлаева» (36,4%). Но всем им далеко до процентного антирекорда КХЛ: в сезоне 2008/09 «Трактор» получил шесть голов в пустые ворота в восьми случаях, что составляет 62,5%. Можно ли назвать случайным совпадением, что челябинцев тогда тренировал наставник антирекордсмена текущего чемпионата? Судите сами…
Обобщая показатели неполных семи сезонов КХЛ, можно отметить, что риск получить гол в пустые ворота в два с лишним раза выше вероятности самим забросить шайбу – 25,2% против 11,3%.
Абстрагируясь от эффективности снятия вратаря, оценим и просто склонность тренеров к этому рискованному шагу. В этом сезоне нижегородцы провели без вратаря в общей сложности почти целый период – 19 минут и 44 секунды. Ирония судьбы в том, что главный тренер «Торпедо» Петерис Скудра в недавнем прошлом сам был вратарем. Это именно ирония судьбы, а не совпадение – как с «достижениями» Андрея Назарова – поскольку рекорд КХЛ (ровно 25 минут) был установлен также торпедовцами в сезоне 2012/13, когда их тренировали бывшие нападающие Вячеслав Рьянов и Кари Ялонен.
Поскольку снять вратаря за несколько секунд до сирены, или за целую минуту – это две большие разницы, то кроме общего времени игры без голкипера полезно обратить внимание и на среднее время: это выражает степень рискованности тренерского штаба. Не менее чем за минуту до сирены в текущем чемпионате снимали вратаря в двенадцати командах. В «Сибири» в среднем за 74 секунды, в «Йокерите» – за 73, в «Торпедо» – за 70. Наименее же склонны к риску хабаровчане, в среднем отводящие полевым игрокам лишь 27 секунд на воплощение своих задумок. Интересно, что результаты как самых рисковых, так и самых осторожных, выходят за рамки вероятности «11,3% против 25,2%»: у «Амура» два забитых гола при трех пропущенных, у «Торпедо» – четыре при пяти, у «Сибири» и «Йокерита» же разница вообще положительная: 5-3 и 4-1, соответственно.
А самым рисковым тренером КХЛ следует признать Олега Знарока, который в прошлом сезоне десять раз менял вратарей в среднем ровно за полторы минуты до конца основного времени.
И индивидуальные достижения. В этом сезоне Каспарс Даугавиньш уже четыре раза поражал незащищенные ворота, Илья Ковальчук и Егор Аверин – по три раза. Даугавиньш повторил рекорд КХЛ для одного регулярного чемпионата, установленный в прошлом сезоне Кайлом Уилсоном.
В общей же сумме за все время существования КХЛ главные специалисты по пустым воротам – Илья Ковальчук и Александр Радулов, забившие по семь таких голов в регулярных чемпионатах. Включение в подсчеты матчей плей-офф выводит в единоличные лидеры Радулова – восемь шайб.
Рекордсмен чемпионатов России (с осени 1996 года) – Алексей Терещенко, у которго девять голов в пустые ворота. Вторую строчку с восемью шайбами разделяют Радулов с Денисом Платоновым.
Владимир Жидков, специально для khl.ru