Молодой наставник «Торпедо» признался, что не признает в жизни компромиссов. Готов драться на пресс-конференциях за свой клуб. И объяснил – почему отказался покинуть свою команду этим летом ради куда более выгодного предложения.
Есть известные и уже приевшиеся выражения – «горит на работе», «живет своим делом»… Однако, когда сталкиваешься с таким человеком лицом к лицу – впечатление незабываемое. Именно поэтому я очень люблю брать интервью у Петериса Скудры. И дело не только в том, что он перспективный тренер новой волны, что от жестких вопросов не уходит, стараясь отвечать на них обдуманно и честно, что за словом в карман не лезет… Бьет из него через край энергия, которой и сам невольно заряжаешься.
- Первый год моей тренерской работы позади, - рассказывает Скудра. – Год назад создавали команду с нуля. Вместе со мной пришел новый тренерский штаб, двадцать новых ребят. А сейчас у нас есть костяк. С опытом плей-офф, особенно важной седьмой игрой серии. Необходимая вещь, чтобы двигаться дальше. Сам тоже многому научился. В первую очередь – принимать решения быстро и агрессивно. Сейчас гораздо лучше понимаю свою команду…
- Имеете в виду личные качества?
- Тренер должен оценивать хоккеиста не только, как профи, но и понимать – что за человек рядом с тобой. Мы все разные. Надо пройти через быт, тренировки и плей-офф, чтобы понять – кто чего стоит. Подобрать к каждому свой подход, чтобы выжать максимум.
- Которого, быть может, и не хватило весной в седьмом поединке с «Салаватом»?
- Это был горький урок. Мы все верили – можем пройти дальше. Вели в серии, но в итоге кубкового опыта у соперника оказалось больше. Не смогли уфимцев дожать… Но сейчас мы уже ученые. Костяк на восемьдесят процентов сохранился. И я большим нетерпением жду начала нового чемпионата. А за прошлый ставлю себе зачет. Мы ровно прошли регулярку. Набрали 94 очка. Это, кстати, рекорд клуба, уступив только «Магнитке» и «Ак Барсу». А в плей-офф бились до конца с будущим серебряным призером. Это был шаг вперед.
- С вашим приходом визитной карточкой «Торпедо» стали жесткость и агрессивность. Вы даже драки на площадке приветствуете!
- А хоккей и должен быть таким. А люблю жесткую игру. И зрителям она нравится. И результат приносит. Вы посмотрите, как преобразилась сборная с приходом Олега Знарка! И дело не только в золотых медалях. На команду с трибуны смотреть приятно! Поэтому, результат никто не отменяет. Но хоккей еще должен и смотреться. Нельзя отбывать номер на площадке и беречь себя. Ведь люди порой последние деньги за билет отдают.
- Все верно. Но вот новая разметка. Резко возрастает роль игры в неравных составах. А, значит, и удалений. И судей…
- Я скажу, что мне не нравится в наших арбитрах – нестабильность. Не так важно, насколько высока твоя квалификация. Но, выйдя на матч, выбери линию и придерживайся ее до конца! Нельзя свистеть в одну сторону. Или пол матча удалять за фолы, а потом перестать. Конечно, и тренеры, и игроки всегда будут возмущаться такой несправедливости. Арбитр должен быть незаметен на площадке. А у нас рефери порой лезут на передний план, хотят руководить этим шоу. И это уже низкий профессионализм. В нашем судействе пока много любителей. Это не критика. Констатация фактов. Я ведь поиграл на всех уровнях и в НХЛ, и здесь. Есть, с чем сравнить… Но для себя я уже принял внутреннее решение.
- Какое?
- Моя команда должна обыгрывать и соперника, и, если надо, судей. Это просто характер, умение выстоять. Пусть придется больше играть в меньшинстве. Перетерпим! Тратить на это эмоции – слишком большая роскошь. Надо быть умнее. В первую очередь это меня самого касается. Но безразличным никогда не стану!
- Слушаю вас и удивляюсь – как вы могли играть в воротах? Вы же в любую потасовку на льду броситься готовы!
- Меня в НХЛ учили – на площадке надо быть больше, чем вратарем. Я играю шестьдесят минут лицом в поле, все вижу. Поэтому должен руководить пятеркой. Быть не только голкипером, но и шестым полевым игроком.
- Подсказать – это одно. А заступиться за партнера в драке?
- Да были у меня глупости… И удаления до конца игры – тоже. Именно за грубость, за ненужные оскорбления. Но с возрастом понимаешь – что тяжелая битва идет, она не кончилась… А ты психанул и ушел с площадки. И, значит, выбрал самый легкий путь, подвел команду. Поэтому надо наступить себе на горло, но ребят не подвести. Команда превыше всего. Выше любой звезды, тренера, функционера.
- На днях вас попрекнули на пресс-конференции – «надо было любой ценой удержать местного любимца Варнакова». Вы отреагировали резко: «Я такого игрока не знаю».
- Но Михаил действительно не мой хоккеист. Он покинул команду еще до моего прихода в клуб. И потому мне он безразличен. Вот я и ответил резко, но честно: «Я его не знаю и знать не хочу!». У меня сейчас под рукой свои, уже родные ребята. Вот их я обсуждать готов.
- Но ведь действительно обидно, что игроки покидают команду. И ничего тут не поделаешь. В КХЛ всегда найдется тот, кто больше заплатит.
- Это часть профессионального спорта. Игрок становится свободным агентом и имеет право выбирать. И не всегда уходят ради денег. Ради возможности играть в ударной тройке, из-за семьи… Или вообще из-за идеи. Карьера хоккеиста коротка. И я уважаю любое решение игроков. Вот ушел от нас Денис Паршин. Не скрою, жалко. Вели с ним переговоры. Но он молодец. Он нам здорово помог в прошлом сезоне. И заслуженно получил более выгодное предложение.
- Но, насколько мне известно, вам прошлой весной было сделано тоже очень выгодное предложение от ЦСКА. И вы его отвергли.
- Только не надо говорить конкретно про ЦСКА. Да, были разговоры и интересные предложения… Но конкретизировать не будем. Главное другое - у меня действующий контракт с «Торпедо». Клуб дал мне шанс проявить себя. Поверил в меня. Год назад я привел в команду новых ребят. С каждым лично общался. И вдруг уйти?! Когда летом слухи о моем якобы уходе просочились в прессу… Они мне сразу названивать стали!
- Испугались?
- Трусов у меня в команде нет. Но спрашивали напрямую. Поэтому я не мог уйти, не отработав того, на что мы все вместе подписались. И не подумайте, что я испугался ответственности. Я верю в свои силы и могу работать где угодно. Но сейчас я также верю, что стал частью «Торпедо» надолго. И бежать куда-то через год… Просто не мог так поступить. Здесь я на своем месте.
- В Нижнем действительно какое-то особенное отношение к хоккею. И губернатор, и глава администрации города – ярые болельщики.
- Губернатор Валерий Шанцев – настоящий вожак хоккея в области, который тянет нас вперед. С Олегом Кондрашовым мы постоянно на связи. Ищем варианты, как сделать команду более именитой. Чтоб игроки хотели приезжать в «Торпедо». Очень благодарен этим людям. Да и болельщик в Нижнем живой. В хоккее разбирается очень неплохо! Но я всегда им говорю: Нетрудно нас поддерживать, когда мы побеждаем. Но бывает, что игра не идет. И вот тут им надо наступить на свои чувства и помочь команде вновь подняться. Надо уметь любить свой клуб и в трудные времена.
- А вам не сложно общаться с продвинутыми фанатами? Ведь они уверены, что знают все лучше главного тренера. Вплоть до сочетания троек.
- Все имеют право на сове мнение. И хорошо, что у людей оно есть. Но профессионалы должны заниматься своим делом, а болельщики получать удовольствие на трибунах. А что касается их советов… Я давно в профессиональном спорте. Умную и полезную вещь обязательно услышу. А все остальное легко проходит мимо.
- В прошлом сезоне на пресс-конференции после матча с ЦСКА, один из моих коллег не отнес «Торпедо» к числу грандов КХЛ. Вас это сильно возмутило.
- Да. И сейчас возмущает. Журналист заявил, что «Торпедо» - не фаворит. И я сразу спросил: «Почему?». Он ответил, что у нас бюджет меньше, чем у «Ак Барса». Но для того, чтобы сделать хорошую команду, не надо быть самым богатым. Судить о силе клубов только по их бюджетам – поверхностно! Деньги в спорте не выигрывают. Поэтому, когда этот аргумент прозвучал, я его просто сожрал на месте.
- Но мой коллега мог бы также привести довод, что у «Торпедо» пока нет за спиной больших побед.
- Вот если бы он сказал, что «Торпедо» никогда не играло в финале, я бы промолчал. Тут крыть нечем. А ссылаться на финансы – в корне неверно. Хотя то, что было до моего прихода в клуб, опять же не имеет лично для меня большого значения. Я сейчас, вот за эту команду отвечаю. И мы ведь могли пройти «Салават», у которого бюджет весьма солидный. И когда журналисты так походя будут говорить о моей команде… Всегда буду биться за своих ребят, клуб... Любые неаккуратные высказывания в их адрес воспринимаю лично.
- Вижу, что вы стопроцентный максималист.
- По-другому в спорте нельзя. Отговорок в рукаве не держу. Надо из каждого микроэлемента выжимать все до конца.
- Выжимать в каждом матче, в каждом эпизоде – это одно. Но вот «Автомобилист» объявил, что задача на сезон – финал. И многие в ответ улыбнулись.
- А, может, в Екатеринбурге проанализировали состав, и решили – почему они должны проигрывать той же Казани? «Сибирь» же ее в прошлом году обыграла? Хотя звезд у «Ак Барса» больше, и бюджет выше. И с «Магниткой», будущим обладателем Кубка Гагарина, потом на равных билась. Сейчас же все у нас в лиге очень тонко, все рядом. Так что все может быть. Я не буду заранее бить себя в грудь. Но дать себе шанс взять самый главный приз мы просто обязаны. А самая главная задача – быть лучше, чем в прошлом году.
- На этой бы ноте закончить. Но вы упомянули «Сибирь» и я вспомнил о Квартальнове. Ведь он вот создал классную команду. Но ушел из нее в ЦСКА. И в Новосибирске многие ему этого не простили.
- Я понимаю Диму. Он отработал в «Сибири» два года. Команда приобрела стабильность. Стала попадать в плей-офф. Но у каждого тренера – свои амбиции. Поступило предложение, от которого, как говориться, он не смог отказаться. Для Квартальнова это интересный вызов. Возможности у ЦСКА больше, чем в Череповце или Новосибирске. Так что это логичное решение. И «Сибири» на него не надо обижаться. Лучше болеть за него в ЦСКА!