- Петтери, чем вы объясните, что финские хоккеисты, достигшие определенного уровня мастерства, не хотят играть в Финляндии?
- Тут две причины. Первая - это общий уровень финской лиги. Все объективно понимают, что НХЛ, КХЛ и в том числе шведская лига выше уровнем, чем финская SM-лига, поэтому уезжая за границу, перспективные финские хоккеисты получают больше возможностей для роста и совершенствования своего мастерства. Вторая причина - это деньги. Ну, и есть у меня такое мнение, что большинство игроков, естественно, хотят попасть в сборную Финляндии, а тренеры национальной команды, тоже зная о не самом высоком уровне SM-лиги, больше внимания уделяют скаутингу как раз лиг уровнем выше. Поэтому обратить на себя внимание тренеров национальной сборной проще, играя в НХЛ и КХЛ.
- Тем не менее, в сезоне-2010/11, завершившемся победой сборной Финляндии на чемпионате мира, вы попали в национальную команду, будучи игроком финского «Йокерита»...
- (Улыбается.) Я же не говорю, что из финского чемпионата попасть в сборную невозможно. Можно, конечно, но в большинстве своем за сборную играют представители команд НХЛ, КХЛ и других лиг.
- Кстати, интересно, почему после пяти лет, проведенных в НХЛ, вы вдруг вернулись на родину, приняв предложение «Йокерита»?
- По окончании сезона-2009/10 я перешел в «Йокерит», не имея приглашения из НХЛ. У меня были другие варианты из Европы, но из НХЛ - нет. И зная, что в любом случае придется вернуться в Европу, я предпочел быть поближе к дому. Тем более именно на том этапе своей жизни почувствовал, что соскучился по Финляндии, поэтому решил провести сезон в «Йокерите».
Это был, действительно, хороший год. На отрезке игровой карьеры перед возвращением в Финляндию меня замучили травмы, и то, что я провел полноценный сезон, уже было для меня большим достижением. При этом, как говорили многие, мне удалось показать неплохой хоккей, получить вызов в национальную сборную. Считаю, тот сезон удался. Возможно, еще и поэтому обо мне снова вспомнили в НХЛ. (Улыбается.)
- Прошлый сезон вы также провели в Европе, играя за шведский «Брюнес». Почему на этот раз выбор оказался не в пользу финского чемпионата?
- Это было лучшее предложение из тех, которые я получил год назад. В «Брюнесе» мне обещали, что буду много играть, да и по всем другим условиям предложение шведского клуба оказалось предпочтительнее. Поэтому - «Брюнес».
- Сейчас - «Торпедо». Опять свою роль сыграли более выгодные условия?
- Мне кажется, не нужно сравнивать чемпионат Швеции и чемпионат КХЛ - это две большие разницы. И даже если клубы предлагают примерно одинаковые с финансовой точки зрения контракты, большинство хоккеистов, оказавшись на моем месте, выберет, естественно, КХЛ. Кроме того, привлекло то, насколько «Торпедо» было во мне заинтересовано. Я понял, что нужен команде, поэтому я здесь.
- Как на вашем решении принять предложение «Торпедо» сказалось наличие в составе нижегородской команды трех финских игроков?
- Конечно, это очень большое подспорье. Я ничего не знал ни о жизни в России, ни о нюансах местного хоккея, поэтому, когда у меня появилась возможность, позвонил Юусо Хиетанену, который отыграл в «Торпедо» уже три сезона. Мы с ним много лет знакомы, вмести играли за различные сборные (юношескую до 18 лет, молодежную до 20 лет), и я могу доверять его мнению. Юусо рассказал мне, насколько здесь все здорово и профессионально выстроено. После разговора с другом мне проще было принять решение. Когда приезжаешь в чужую страну, сталкиваешься с новой для тебя культурой, и у тебя есть возможность пообщаться с кем-то, кто может все показать, рассказать - это всегда положительный момент.
- Вы говорите, что ничего не знаете о России. Как же так, ведь вы родились в Иматре - практически на границе с Россией, и оттуда до Питера ближе, чем до Хельсинки...
- Естественно, я немного преувеличил, сказав, что совершенно ничего не знаю о России. Доводилось в свое время бывать и в Санкт-Петербурге, да и в Иматре довольно много русских жителей. Скажу больше: в школе я два года изучал русский язык (правда, с тех пор изрядно все забыл). Но одно дело жить в Финляндии и знать что-то о России, побывав там туристом, и другое - приехать туда жить. Есть вещи, к которым иностранцу на первых порах нужно привыкнуть, и присутствие соотечественников очень помогает в такой ситуации.
- Прожив долгое время в США, потом в Канаде и Швеции, кем вы сейчас себя ощущаете - финном, американцем, канадцем или, может быть, шведом?
- Это очень здорово, что я много путешествовал, познакомился с разными культурами, много увидел, встретил американскую девушку, которая стала моей женой. (Улыбается.) Но могу уверенно сказать, что я всегда оставался финном и мое сердце по-прежнему принадлежит родной Финляндии. Там наш дом! Поначалу жене было непросто принять решение о переезде в Финляндию: все-таки, незнакомая страна, другой язык. Но она поддержала меня, тем более что у меня на родине ей тоже понравилось. В Хельсинки у нас есть летний дом, но в любом случае в отпуске я каждую неделю езжу в Иматру - навещаю своих родителей.
- Собирается ли ваша жена приехать в Нижний Новгород?
- Да, безусловно. Жена приедет ко мне, только чуть позднее - в январе. Сейчас у нее есть уважительная причина задержаться дома - в ноябре ждем пополнение. (Улыбается.) А после этого мы снова будем вместе.
- В январе, с маленьким ребенком?! Готовите жене «рашен экстрим»?
- Моя жена в любом месте мира, где бы мы ни оказывались волею моей хоккейной карьеры, довольно быстро привыкает, поэтому у нее не возникнет проблем с адаптацией. К тому же я чуть-чуть познакомился с Нижним Новгородом - это огромный город, где можно найти все, что тебе нужно (любые услуги, любые товары, магазины и прочее). Единственная вещь, в которой хотелось бы быть уверенным, это англо-говорящий врач для ребенка. Но я думаю, и это не станет проблемой.
- Надеюсь, вы понимаете, что Россия - это не Америка и не Швеция?
- В принципе, все люди разные, и даже в одном отдельно взятом городе можно встретить и плохое и хорошее. Пока я не увидел в Нижнем Новгороде ничего такого, что мне бы не понравилось.
- Чего вы ждете от первого сезона в России?
- Все мои ожидания связаны с хоккеем. Хочу как можно больше играть, как можно больше тренироваться. К сожалению, последние пару лет меня преследовали травмы, поэтому не удавалось проявить себя в полной мере. Сейчас очень надеюсь, что в этом плане все наладится, и у меня будет действительно хороший сезон с большим количеством игровой практики. А все остальное, думаю, придет. Главное - играть.
- В прошлом сезоне финские хоккеисты завоевали медали на Олимпиаде и чемпионате мира. Вы не играли за сборную по причине травм?
- Да, был травмирован, перенес весьма сложную операцию, поэтому мне было трудно рассчитывать на попадание в сборную. Но сейчас я решил все свои проблемы и надеюсь, что мне удастся проявить себя на высоком уровне в первую очередь в «Торпедо». Это моя приоритетная цель, приоритетная задача - играть здесь в хороший хоккей, забрасывать шайбы, помогать команде. А если все будет так, как мне бы хотелось, думаю, и тренеры сборной обратят внимание. (Улыбается.) Торпедовцы Хиетанен, Иммонен и Салминен действительно сильные игроки, топовые хоккеисты, и те награды, которые они завоевали со сборной прошлом сезоне, достались ребятам по заслугам. Я могу только радоваться тому, что у меня такие партнеры по команде.
- Став торпедовцем, надеетесь получить маленький бонус в глазах нового главного тренера сборной Финляндии Кари Ялонена, в недалеком прошлом тоже торпедовца?
- Вообще, такой вопрос лучше задать Кари Ялонену, а не мне. (Улыбается.) Да, я слышал, что Ялонен работал в нижегородском клубе. Знаю, что в свое время он был весьма успешен, причем не только в «Торпедо», но и в других командах. Но лично мы не знакомы. Еще раз повторю: я концентрируюсь на том, чтобы хорошо проявить себя в «Торпедо». Ну, а сборная... Это будет приятным бонусом, если удастся туда попасть.