— Андрей Анатольевич, новокузнецкий "Металлург” пустил в раздевалку нескольких журналистов в перерыве одного из матчей чемпионата. Система взаимоотношений в "Торпедо” допускает нечто подобное?
— Когда отсутствует зрительский интерес и о команде забыли, такой ход можно использовать для привлечения болельщиков. На матчах, которые не имеют турнирного значения, подобную PR-акцию можно устроить. Болельщики, разумеется, будут довольны. Но это точно никогда не станет постоянной практикой. Элемент шоу иногда нужно вносить, но не более того. Мы сами ввели определённое новшество, взяв болельщиков в один самолёт с командой. Попробовали и убедились, что в этом нет ничего страшного. Мы выстроили логистику так, что хоккеисты и болельщики почти не пересекались. Самолёт разделён на несколько зон, игроки живут в другой гостинице, доставка осуществляется разными автобусами. Кроме того, болельщики проходят тщательный отбор. Есть профессиональные хоккеисты, а есть профессиональные болельщики, которым мы можем доверять. Им, в свою очередь, предоставляется возможность увидеть жизнь команды.
— Вы хотите сказать, что в поездке по Сибири и Дальнему Востоку не было ни одного инцидента с участием болельщиков?
— Ни одного! Мы потом опросили ребят, никому не доставило неудобств это соседство. Все остались довольны. Более того, мы уже сейчас прорабатываем варианты выезда болельщиков на плей-офф. Возможно, они оптравятся на отдельном чартере. Чтобы понять, насколько мощная поддержка у "Торпедо”, стоит вспомнить серию с московским "Динамо”. Мы тогда организовали самый массовый выезд в истории КХЛ и не затерялись даже на такой большой арене, как "Мегаспорт”.
— Какие отзывы последовали со стороны болельщиков?
— Прежде всего люди признавались, что теперь больше понимают хоккеистов, которые терпят неудачи на Дальнем Востоке. В Хабаровске они были ещё достаточно бодрыми, а во Владивостоке по ним ударила разница во времени. Выезд из четырёх матчей длиной в неделю, конечно, выматывает. Болельщики на себе прочувствовали, почему даже топ-клубы на этом маршруте регулярно теряют очки.
— Как вы считаете, есть ли точный рецепт, следуя которому, можно без потери очков преодолеть выезд на Дальний Восток? Все команды в один голос говорят, что с появлением "Адмирала” практически невозможно избежать функционального провала.
— Существует много мнений. Тренер по физической подготовке находится в постоянном контакте с врачами, они пытаются найти ответ на этот вопрос. Пока, как вы видите, ни одна из команд эту проблему не решила. Думаю, что это вопрос времени и опыта. Раньше никто не приезжал туда больше чем на один день. Жили по московскому, в крайнем случае по сибирскому времени и играли обыкновенный дневной матч. Сейчас, когда команды остаются на Дальнем Востоке на третий день, начинаются определённые процессы в организме.
Кроме того, хочу сказать о том, что столь длительная пауза на Олимпийские игры – это тоже проблема. Можно ли считать это второй предсезонкой? Так всё же нельзя говорить. Опыт летней подготовки к сезону накапливается годами. Ребята летом приходят "разобранными”, с расслабленными мышцами и лишним весом. При этом понятно, что нужно делать и как распределять нагрузку на эти два месяца. Тренеры выработали свои принципы подготовки. А что мы видим сейчас? Пошёл самый качественный хоккей, а этот табун с лошадьми приходится останавливать на полном ходу. Что сделать: нагрузить или дать отдохнуть? Уверен, что все без исключения тренеры в лиге находятся в раздумьях, как построить тренировочный процесс в этом месяце.
Что касается "Торпедо”, то мы отправимся на зарубежный сбор в Германию и Швейцарию. Проведём три товарищеские игры со швейцарскими клубами. В преддверии плей-офф мы посчитали, что это оптимальные спарринг-партнёры. Швейцарцы играют в канадском стиле, что будет хорошей проверкой для нас. 20 февраля команда возвращается в Нижний Новгород, а уже 26-го сыграет на выезде с "Салаватом Юлаевым”.
— Когда к команде присоединится Крис Коланос?
— У "Торпедо” были выходные до 5 февраля, а до этого Коланос тренировался с "Чайкой". Ему нужно набирать форму, всё-таки Крис в этом сезоне не имел игровой практики.
— Не смущало при подписании контракта то обстоятельство, что Коланос не играл в хоккей в текущем сезоне?
— Разумеется, есть определённые опасения. Он пропустил достаточно длительный срок, кроме того, это игрок из-за океана. Неизвестно, как он адаптируется в России. Одно дело – наблюдать за игроком по видео, смотреть матчи с его участием. Совсем другое – поработать с ним, узнать поближе в тренировочном процессе. Будем надеяться, что понимание Скудры того, кто нужен ему перед плей-офф, его не подведёт.
— Какую роль вы отводите Коланосу? Он непременно должен стать лидером команды?
— Какую позицию и в каком звене займёт Коланос, покажет тренировочная работа в эту паузу. По её итогам многое будет ясно. Я хотел бы сказать вот о чём. Практически нет проблем с такими игроками, как Яркко Иммонен. Формально он легионер, но при этом уже долго выступает в КХЛ, и мы прекрасно знаем его возможности. Но с такими хоккеистами, как Коланос, всегда есть вероятность промахнуться. И в связи с тем, что в ближайшем будущем, а возможно и в предстоящем сезоне увеличится число легионеров, мы должны работать более тщательно в этом направлении. "Торпедо” планирует усилить селекционную службу, пригласив скаутов по Северной Америке и Западной Европе. Это не агент, у которого есть своя заинтересованность. Необходима системная и постоянная работа по этим направлениям.
— Кто сейчас в "Торпедо” отвечает за селекционную работу?
— У нас есть директор по селекционной работе Андрей Алексеев. Он общается с менеджерами и агентами, у него сложная работа. Но одному обрабатывать необходимый объём информации невозможно. Мы же хотим свести к минимуму риск непопадания в легионерскую позицию с первого раза. Игроков, выступающих в КХЛ, все видят и здесь не нужна никакая скаутская работа. У нас были удачные приобретения вроде Тёрнберга или Хиетанена, но в то же время через лигу проходят сотни легионеров, которые не соответствуют уровню КХЛ. Если иностранец не тянет роль, возлагаемую на него, он нам не нужен.
— Не считаете ли вы, что расширение лимита на легионеров будет способствовать притоку не самых качественных иностранцев? Как пример можно привести "Адмирал”, которому позволено заявить семь легионеров, и при этом команда из Владивостока приглашает такого сомнительного персонажа, как Тодд Перри.
— Мы в Нижнем Новгороде пристально следим за "Адмиралом”, всё-таки в этой команде играет целая тройка из "Торпедо”: Никитенко, Угаров и Ходжмэн (улыбается). А если говорить о возможных последствиях увеличения легионеров, то это приведёт только к повышению качества хоккея. Прежде всего через обострение конкуренции. Да и к тому же никто не обяжет клубы заявлять именно семь легионеров. Мы, например, долгое время играли с четырьмя иностранцами в составе. Никто нас не заставит брать какого-то финна, если свои ребята из "Чайки” в условиях обострившейся конкуренции будут сильнее. Но такая возможность у нас должна быть. Клубы единогласно высказались за то, что лимит на легионеров должен претерпеть изменения. Моё личное мнение заключается в том, что никаких лимитов в профессиональной лиге в принципе быть не должно. КХЛ стоит на пути НХЛ, и велосипед изобретать не стоит. Болельщики покупают билеты, спонсоры дают нам деньги, и все хотят получать качественный продукт. А возможно, это только в том случае, когда нет искусственных ограничений.
Я не считаю, что это ударит по сборной. Напротив, у игроков появится лишний стимул тренироваться и повышать свой уровень. Повысится конкуренция и из лиги уйдут те, кто доигрывает и ходит пешком. Я соглашусь с Сергеем Фёдоровым – ныне функционером, а в недалёком прошлом великим игроком. Он сказал, что в КХЛ много игроков, которых нельзя назвать профессионалами. Нужно открыть лигу, и только так мы сможем повысить качество хоккея. Благодаря этому наверняка появятся ещё одна-две лиги. Хоккеистам, которые не подойдут по уровню в КХЛ, нужно ведь где-то играть? Это будет колоссальный резерв, своеобразный лифт. А сейчас смотришь на какого-нибудь шведа, который приезжает к нам в лигу, так он по большинству индивидуальных качеств сильнее российского игрока. Посмотрите, как катается Хиетанен! Да он спиной катается лучше, чем некоторые нападающие вперёд едут. В том случае, если мы пустим высококлассных легионеров в свой чемпионат, мы дадим стимул собственным школам работать более качественно, выпускать игроков, которые способны выдержать конкуренцию.
— Все ли клубы единодушны в намерении ослабить лимит на легионеров?
— Почти все, за исключением некоторых иностранных клубов. Дело в том, что сейчас российские и европейские клубы КХЛ находятся в неравных условиях. На примере Тёрнберга мы видим, что у европейцев есть козырь в виде месторасположения и бытовых условий. Кроме этого мы даём им возможность набирать безграничное число легионеров. У меня есть убеждённость в том, что клубы из одной лиги должны существовать по единым правилам. В связи с этим оптимальным видится изменения самого статуса легионеров, когда ни чехи, ни финны не будут ничем отличаться от российских игроков. Конечно, подобные предложения не нравятся "Медвешчаку”, которому в таком случае придётся отказаться от идеи комплектования североамериканцами.
— Один из генеральных менеджеров сделал предположение, что в таком случае изменение статуса легионера больнее всего ударит по финскому чемпионату. Ресурс чешского и словацкого чемпионата исчерпан, шведы – домоседы, а финны, как никто другие, востребованы в КХЛ. В частности, за "Торпедо” выступают три финских легионера. Вы согласны с таким мнением?
— Не могу согласиться. На сегодняшний день – да, всё правильно. Однако уже со следующего сезона к КХЛ присоединится "Йокерит” и, будьте уверены, большинство финнов захотят выступать на родине. 30 лучших финнов будут выступать за "Йокерит”, и эта ситуация скорее ударит по нам, российским клубам. Есть ли в СМ-лиге помимо уже выступающих в КХЛ ещё, скажем, 50 финнов, способных усилить "Торпедо”? Я в этом не уверен. Мы видели немало финских хоккеистов, которые приезжали, терялись в четвёртом звене и возвращались домой. Были такие и у нас, вспомните Микко Коусу.
— Сакари Салминен, безусловно, можно назвать находкой "Торпедо”. Где вы разглядели нападающего, ставшего лидером нижегородской команды? Как его удалось переманить из "КальПы”?
— Салминен привлёк наше внимание на чемпионате мира. Директор по селекционной работе и главный тренер отправлялись в Швецию и Финляндию для того, чтобы просмотреть интересующих нас игроков. Выбирая из двух крайних нападающих, мы выбрали Сакари. К слову, другой кандидат также выступает с этого сезона в Континентальной хоккейной лиге. Проблема заключалась в том, что у Салминена был действующий контракт. Однако взвесив все "за” и "против”, мы решили выкупить его. Мы очень внимательно следили за ним, а не просто посмотрели статистику и выслушали мнения специалистов. Конечно, нельзя сказать, что у нас селекция работает со стопроцентным попаданием, бывают ошибки.
— Оглядываясь назад, как оцените ситуацию с Тимом Брентом? Что стало ошибкой: первоначальное подписание контракта с этим нападающим или последующее расставание?
— Брент – это топовый игрок для любого клуба КХЛ. Здесь он будет востребован, будь то "Торпедо” или "Магнитка”. То же самое могу сказать про Джастина Ходжмэна. Этот обмен был результатом общения между Скудрой и Кинэном, они были уверены, что Брент и Ходжмэн прибавят, сменив команду. Я не скажу, что особо внимательно слежу за игрой Тима в Магнитогорске, но очевидно, что он там не ведущих ролях. Большую часть голов организовывает всем известное звено, но и Брент приносит пользу "Металлургу”. Что касается Ходжмэна, то здесь, быть может, мы немного поторопились. Это было решение главного тренера, которое мне не хотелось бы обсуждать. Как бы то ни было, Джастин выступает за команду, которая только борется за место в плей-офф, а "Торпедо” претендует на попадание в плей-офф. Цыплят в хоккее считают не осенью, а весной.
— Принципиально ли для "Торпедо” удержаться на четвёртой строчке в конференции?
— Принципиально. Хоккей – зеркало жизни. Здесь просто характеры раскрываются быстрее. В жизни нужно 10 лет, чтобы понять человека, а в хоккее достаточно одного сезона. Нельзя ставить одну большую задачу – Кубок Гагарина. В детстве можно мечтать стать космонавтом, но для начала нужно четверть закончить на пятёрки, потом сдать ЕГЭ и так далее. Мы в клубе не обсуждали вопрос попадания в плей-офф, потому что считаем, что прошлый сезон – это исключение и недоразумение. Для нас попадание в плей-офф должно стать нормой. Это и есть первая задача. Попадать в восьмёрку мы должны были не на флажке, не цепляясь за последнюю строчку. Сегодня, когда мы уверенно вышли в плей-офф, перед нами стоит задача заполучить преимущество своего льда, а для этого нужно занять место, не ниже четвёртого. Будьте уверены, для "Торпедо” последние четыре матча "регулярки” будут сравнимы с играми плей-офф. Чего только стоит матч с "Салаватом Юлаевым”, возможным соперником по первому раунду Кубка Гагарина.
С кем играть в плей-офф – не принципиально. Даже этот регулярный сезон показывает, что каждый может обыграть каждого. Новокузнецкий "Металлург”, не имея турнирных задач, обыгрывает "Салават Юлаев”, а "Нефтехимик” берёт три очка у "Трактора”, который сражается за место в плей-офф. Это свидетельствует о том, что лига находится на правильном пути.
— "Торпедо” в этом сезоне выступает в Восточной конференции. Вы и сейчас недовольны переводом с Запада на Восток?
— Хочу подчеркнуть, что мы в клубе были недовольны не самим фактом перевода, а тем, как это было сделано. Мы это обсуждали с руководителями лиги ещё в позапрошлом сезоне. Однако в один день я просыпаюсь и из Интернета узнаю, что "Торпедо” со следующего сезона будет играть на Востоке. Не знали об этом ни президент клуба, ни губернатор. На самом деле, у нас нет принципиальных возражений. Формула чемпионата "каждый с каждым” не предполагает дополнительных расходов на перелёты. Не несём мы и имиджевых потерь – наши болельщики видят все клубы лиги, в том числе и западноевропейские. Что касается конкуренции в плей-офф, то все разговоры о том, где легче, а где сложнее, от лукавого. Вы посмотрите, что происходит в этом сезоне на Востоке. Кто мог предположить, что "Авангард” и "Трактор” будут биться за восьмое место, а "Барыс” – лидировать в дивизионе? Разве от "Автомобилиста” кто-то ожидал столь успешного выступления? "Сибирь” из команды, которая цепляется за восьмую строчку, превратилась в постоянного участника игр на вылет, залезла в зону плей-офф с ногами и не торопится оттуда вылезать. Разговоры о том, что всё расписано – из той жизни, из Суперлиги, а то и из союзного чемпионата, когда был ЦСКА и все остальные. Этот сезон поставит жирную точку в обсуждениях, где легче выступать.
Проблема в том, что нужно формировать конференции по географическому принципу. "Торпедо” это касается напрямую, потому что наша команда самая восточная на Западе и самая западная на Востоке. Давайте смоделируем ситуацию, когда один из клубов Западной конференции не сможет продолжить выступление в лиге. Дай бог, чтобы всё разрешилось у "Спартака”, но возможно всякое. А на Востоке, в свою очередь, появится условная Тюмень. Что тогда, нам обратно в Западную конференцию возвращаться? Мы не хотим быть гирькой, которую бросают из стороны в сторону. Должны быть принципы формирования лиги, не нужно суеты. Можно дойти до того, что московское "Динамо” будет играть в Восточной конференции.
— Впереди плей-офф, и наверняка КРК "Нагорный” с вместимостью в 5500 зрителей будет трещать по швам. Когда можно будет рассчитывать на то, что "Торпедо” переедет на новую арену?
— Ответ на этот вопрос находится в компетенции губернатора Нижегородской области. Я знаю, что проведена огромная работа по подготовке площадки, по обеспечению технических условий. Есть проект стадиона, и нас, то есть клуб, подключают к проектированию.