- Вадим, Вы являетесь уроженцем Усть-Каменогорска, но профессиональную карьеру начинали во второй команде «Авангарда». Как занесло в Омск в 16 лет?
- На самом деле, я оказался в Омске еще раньше: когда мне было одиннадцать. Дело в том, что в Усть-Каменогорске мы занимались под руководством тренера Сергея Рафаэльевича Герсонского. В один прекрасный момент его пригласили на работу в Омск, и он взял с собой группу ребят, включая меня. Так все и получилось.
- Сергей Герсонский – это довольно известный специалист в хоккейном мире. Что можете сказать о работе под его руководством?
- Этот тренер очень многое дал мне как в хоккейном плане, так и в жизненном. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что именно благодаря ему я открыл для себя дорогу в большой хоккей и являюсь сейчас профессиональным игроком.
- Спустя сезон Вы защищали цвета сборной Казахстана восемнадцатилетнего возраста и в пяти матчах набрали восемь очков. Первый международный турнир остался в памяти?
- Да, я прекрасно помню тот турнир. Мне очень понравилось играть за сборную своей страны уже тогда, и сейчас я также делаю это с большим удовольствием.
- После пары сезонов в Кургане Вы вернулись во вторую команду «Авангарда» и провели там выдающийся сезон, набрав 48 очков в 47 играх. Однако вызова в «основу» так и не получили. Не было ли обидно из-за этого, и что говорили по этому поводу тренеры?
- Никаких обид не было и не могло быть. В конце концов, это хоккей, здесь нужно работать, двигаться дальше, а не обижаться. К тому же, тренеры нашли мне команду в Высшей лиге (это был хабаровский «Амур») и предложили поднабраться опыта там. Считаю, что это вполне нормально.
- В Хабаровске Вы отыграли один сезон. Насколько тяжело было привыкать ко всем хабаровским перелетам и сменам часовых поясов?
- Вы знаете, я особо и не замечал этого, не придавал какого-то значения подобным деталям. Я хотел играть в хоккей, и мне было вполне комфортно делать это.
- Затем в Вашей карьере был барнаульский «Мотор», откуда Вы впервые были вызваны в сборную Казахстана на Чемпионат Мира. Для Вас было сюрпризом получить приглашение в национальную сборную, защищая цвета команды не высшего эшелона?
- Да, в тот момент я удивился приглашению в национальную команду. После уже упомянутого ранее чемпионата мира для ребят восемнадцатилетнего возраста из сборной со мной особо не контактировали. Поэтому, конечно, сначала я немного удивился и одновременно с этим обрадовался представившейся возможность поехать на Чемпионат Мира, где выступают сильнейшие сборные планеты.
- Наверное, дебют оказался немного смазанным из-за неудачного выступления сборной?
- На самом деле, приятных эмоций от дебюта на таком уровне было больше, чем огорчения из-за результата. Конечно, сборная тогда никого не порадовала, но позитивных впечатлений все равно я получил немало. Все-таки, первый турнир на таком уровне – это всегда что-то особенное.
- Спустя пару сезонов Вы вернулись в чемпионат Казахстана и транзитом через «Казахмыс» оказались в «Барысе», где Ваша игра вышла на качественно новый уровень: и очков зарабатывалось прилично, и литера «А» появилась на свитере. Можете сказать, что после долгих скитаний нашли свою команду?
- Да, с «Барысом» меня связывает очень многое. Это был большой толчок в моем хоккейном развитии. Я очень благодарен этой команде и руководству клуба за их доверие и те возможности, которые появились передо мной.
- Почему перед стартом текущего сезона решили сменить место прописки и переехали в «Торпедо»?
- Я решил, что пришло время что-то поменять в своей жизни, попробовать что-то новое. Поэтому в итоге я здесь, в Нижнем Новгороде.
- Нижегородцы уже играли в этом году в Астане. Как встретили там Вас болельщики?
- Меня очень порадовало, как меня приветствовали в Астане. Поклонники хоккея аплодировали, кричали слова поддержки. Было приятно.
- Возвращаясь к международным соревнованиям, нельзя не вспомнить зимние Азиатские игры, где Казахстан стал чемпионом, а Вы – лучшим нападающим. Что запомнилось в этом турнире?
- Запомнилось, что выиграли и заняли первое место. Наверное, это самое главное, чего от нас ждали. Состав сборной был самым боевым. Все основные игроки из различных клубов КХЛ приехали в команду для достижения цели и выполнили поставленную задачу.
- Нет ли в планах у Казахстана замахнуться на что-то большее, чем проведение Азиатских игр? В Белоруссии, например, Чемпионат Мира пройдет.
- Здесь все зависит от наличия качественной ледовой арены, которая должна соответствовать всем требованием высшего хоккейного уровня. Насколько я знаю, такая будет построена в Казахстане уже в следующем году. Когда это случится – почему бы и не замахнуться на Чемпионат Мира? Думаю, в этом нет ничего невозможного.
- Национальной сборной удалось вернуться в элитный дивизион чемпионатов мира. Теперь главная задача – закрепиться там?
- Конечно, эти «качели» в исполнении сборной Казахстана уже изрядно всем поднадоели. Мы то выходим в группу сильнейших, то снова скатываемся вниз. Все хотят прервать сложившуюся неприятную традицию, и я надеюсь, что на турнире в Белоруссии удастся это сделать.
- Как относитесь к натурализации игроков для сборной. В частности в планах Казахстана привлечь в свои ряды американца Брэндона Боченски, как только это позволит сделать регламент ИИХФ.
- Я считаю, что сильные игроки помогут сборной Казахстана. Рост общего уровня мастерства в национальной команде заставит казахстанских хоккеистов подтягиваться, совершенствовать свое мастерство, и это должно принести положительные плоды.
- В «Торпедо» в разное время играло немало казахстанских хоккеистов. Самые известные за последнее время – Дмитрий Уппер, Анатолий Филатов, Виталий Новопашин, Алексей Трощинский и Константин Шафранов. Наверное, с каждым из них Вы довольно неплохо знакомы?
- Да, все эти ребята играли вместе со мной в национальной сборной. А с Димой Уппером я выступал еще и за «Барыс». Так что, конечно, со всеми ними я знаком.
- Филатов до 38 лет играл на профессиональном уровне, Трощинскому недавно «стукнуло» 40, а он в прошлом сезоне еще играл в КХЛ, Шафранов в 42 года защищал цвета национальной сборной, а Уппер и Новопашин в 35 выступают в «Барысе» и «Атланте», соответственно. Наверное, каждый из них является определенным примером для подражания?
- Конечно, это так. Когда ребята моего возраста только начинали свою карьеру, эти хоккеисты уже играли на высшем уровне. А мы ходили смотреть на их игру и что-то старались почерпнуть у таких мастеров.
- Вы являетесь техничным игроком, не склонным к излишней жесткости. Что заставило схлестнуться с Рэнди Робитайлом на Кубке «Донбасса»?
- Даже не знаю. Наверное, это во многом случайно получилось. Я не могу назвать себя тафгаем, но в хоккее иногда так бывает, что доводится поучаствовать в драке. В пылу борьбы и огне эмоций всякое случается.
- Михаил Григорьев в прошлом году «навалял» Игорю Макарову из СКА, вы полезли драться с Рэнди Робитайлом, Вадим Хомицкий – с Теему Лайне. «Торпедо» открыто заявляет всем, что с командой шутки плохи?
- В «Торпедо» достаточно ребят, которые могут постоять как за себя, так и за товарищей-одноклубников. Могу точно сказать, что на льду мы никому себя в обиду не дадим. Это касается как борьбы, так и результатов на табло, в которых мы также стремимся наладить стабильность.
Дмитрий Зимин,
информационная служба ХК «Торпедо»