- Максим, после неудач «Торпедо» в этом сезоне многие заговорили о том, что игроки и тренеры сделали неправильные выводы из сезона предыдущего - удачного для «Торпедо». Вы с этим согласны?
- Так однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Начнем с того, насколько удачным был для «Торпедо» тот сезон. По-настоящему удачным его можно было бы назвать, если б в регулярном чемпионате мы уверенно лидировали в западной конференции, вышли в финал Кубка Гагарина или что-то еще в подобном роде. А получилось так, что наша команда заняла первое место в дивизионе. Но если бы не трагедия с ярославским «Локомотивом», вряд ли бы нам удалось подняться столь высоко. Потом в плей-офф «Торпедо» прошло всего один раунд... Удачным сезон-2011/2012 можно считать разве что на фоне предыдущих неудач команды…
- Перед началом чемпионата КХЛ, оценивая результаты селекционной работы и предсезонной подготовки, игроки прикидывали, на что способно «Торпедо» в новом сезоне?
- Состав несильно изменился по сравнению с прошлым годом, и предсезонку мы проходили, в принципе, такую же, как в предыдущем сезоне. Но начался чемпионат, и все пошло не туда, не в то русло. Я не имею в виду первый выезд «Торпедо», в котором команде не удалось взять много очков. По ходу чемпионата мы же выигрывали у московского «Динамо» и питерского СКА, и вполне могли «добрать» недостающие очки потом, в других матчах. С тем же «Спартаком», например, когда за 6 секунд упустили победу… Весь клубный механизм, начиная от уборщицы и заканчивая президентом клуба, должен работать, как часы. Видимо, в данном случае что-то не так совпало, какой-то механизм дал сбой. Поэтому сезон сложился неудачно.
- Отыграв за «Торпедо» одиннадцать сезонов, вы не раз оказывались в ситуации, когда у нижегородской команды сезон складывался неудачно. Можете припомнить аналог нынешней неудачи?
- Нет, сезон-2012/2013 в этом плане стоит особняком. При всех исходных составляющих (выступление в предыдущем сезоне, когда команда дошла до второго раунда плей-офф, приличное финансирование клуба, сильный состав игроков) это самая обидная неудача. И негативный осадок останется у торпедовцев до тех пор, пока мы не выполним задачу, которая будет поставлена перед нами на будущий сезон.
- В середине сезона в «Торпедо» произошла смена главного тренера. Как игроки восприняли эту ситуацию?
- Руководство клуба не устраивал результат команды и ее турнирное положение… Игроки - люди подневольные, скажем так, в вопросы, надо или не надо менять тренеров, они не вмешиваются - наше дело выходить на площадку и играть. Вячеслав Рьянов, сменивший на посту главного тренера Кари Ялонена, не стал много менять в тренировочном процессе, хотя и привнес в команду свою концепцию, свой метод. Акцент был сделан на то, чтобы подтянуть «физику». Как раз в чемпионате КХЛ был перерывчик, и мы хорошо поработали в тренажерном зале. Как видно, результат пришел: «Торпедо» дома выиграло три последних матча.
- Надо ли понимать, что Рьянову просто не хватило времени, чтобы команда заиграла?
- Этого никто не знает наверняка, потому что тренер Рьянов не начинал с «Торпедо» предсезонку. Конечно, можно утверждать, что с ним мы бы взяли Кубок Гагарина, а кто-то скажет наоборот: мы могли бы идти на последнем месте. Но ни то, ни другое нельзя проверить. Поэтому мне бы не хотелось строить какие-то предположения. Давайте отталкиваться от тех результатов, которые есть. Когда пришел Рьянов, команда тоже находилась в рабочем режиме, все было нормально.
- Ялонен - тренер с определенным именем в тренерском цехе. Он, наверное, был более авторитетен для игроков на посту главного тренера, нежели Рьянов, который пришел из молодежной команды?
- Может быть. С другой стороны, наши игроки не знали и Кари Ялонена до прихода в «Торпедо», и только когда его назначили на пост главного тренера, начали интересоваться, где он ранее работал, что выиграл. Да, у Ялонена хороший послужной список, но российским тренерам тоже надо давать шанс развиваться. В противном случае, у нас могут остаться только иностранные специалисты. Посмотрите, в командах КХЛ их все больше и больше… Тем более, Рьянов много лет сам отыграл за «Торпедо», в свое время поработал в тренерском штабе «Торпедо» (правда, я не застал тот сезон), потом руководил молодежной командой, через которую прошли Дмитрий Клопов, Владимир Галузин, Алексей Потапов и Григорий Мищенко. Такой тренер тоже заслуживает уважения.
- Сейчас вас волнует вопрос, кто станет главным тренером «Торпедо» на новый сезон?
- Мне кажется, об этом должно волноваться руководство клуба. Возможно, и кто-то из игроков переживает по этому поводу, но только не я. В моей карьере было много главных тренеров. Только в «Торпедо» - одиннадцать! Пришел к Юрию Федорову, потом были Игорь Аверкин, Михаил Варнаков, Анатолий Богданов, Владимир Юрзинов, Петр Воробьев, Евгений Попихин, Сергей Михалев, Владимир Голубович, Кари Ялонен, Вячеслав Рьянов… Хоккеист, если он действительно профессионал, должен уметь работать с любым тренером. Мой контракт с ХК «Торпедо» рассчитан еще на один сезон. Если до сих пор играю здесь - значит, нужен. (Улыбается.)
- В последних для «Торпедо» матчах сезона вам довелось выводить команду в качестве капитана. Сложная роль, учитывая ситуацию?
- Капитаном «Торпедо» по-прежнему оставался Евгений Варламов, он даже травмированным вместе с командой ездил в поездки, находился в раздевалке. А я выполнял капитанские функции на льду, во время матча. Также в мои обязанности входило подбадривать ребят на скамейке запасных, чтобы в каждой игре все боролись от первой до последней секунды. По большому счету, это несложно, потому что у нас дружный коллектив, и когда подбадриваешь одноклубника, он ощущает, что за его спиной стоят его товарищи по команде. Другое дело, что капитаном я стал в Нижнекамске перед матчем с «Нефтехимиком», когда у «Торпедо» практически не было шансов подняться в восьмерку в западной конференции…
- Чем объясните быстрый вылет «Торпедо» из Кубка «Надежды»? Торпедовцы не хотели играть в турнире неудачников?
- Сначала было тяжело смириться с мыслью, что мы не попадаем в плей-офф. Но в команде есть молодые перспективные ребята, есть ветераны - и все понимали, что на неудачном сезоне хоккейная карьера не заканчивается. Надо дальше жить и дальше двигаться, работать ради следующего сезона. Как говорится, время лечит. Спустя некоторое время настроение у игроков нормализовалось, и я не могу сказать, что мы не хотели играть в Кубке «Надежды». Перед нами поставили задачу - выигрывать в каждом матче. Не получилось…
- На самом деле, хотелось поиграть и выиграть? Я-то помню, как некоторые хоккеисты в кулуарах говорили: «Зачем придумали этот турнир? Кому он нужен?»
- Я согласен с ребятами: этот Кубок никому не нужен. Но уж если ты выходишь бороться в каком-то турнире, то должен играть, а не просто отбывать номер! А в адрес того, кто придумал Кубок «Надежды», считая, что командам, неудачно выступившим в регулярном чемпионате КХЛ, пригодится игровая практика, могу лишь напомнить, что в НХЛ после последней игры чемпионата хоккеисты, не попавшие в плей-офф, собирают баулы и едут домой… Даже если проводить Кубок «Надежды», у игроков потом все равно образуется большой перерыв до начала предсезонки, когда ты так и так останешься без игровой практики. А кому она необходима, тот найдет, с кем поиграть и без Кубка «Надежды».
- Какие планы составили на предстоящий отпуск?
- Нас распустили до летних предсезонных сборов, но сказали, что с 1 июля можно будет начать самостоятельно тренироваться в «Нагорном». В марте наша семья успела съездить в Воронеж (мы с женой оттуда родом). Проведали родных и близких. Каждый год туда ездим, потому что родители уже в возрасте, и для них выбраться в Нижний Новгород - далековато. Они были очень рады повидать двух своих внучек... На перспективу планирую отдохнуть три недели где-нибудь на юге. Надеюсь, еще раз побываем в Воронеже. А потом у меня начнется подготовка к новому сезону: в Нижнем Новгороде буду заниматься в тренажерном зале, кататься на льду.
Беседовала Нина Шумилова,
газета "Советский спорт в Нижнем Новгороде"