Сейчас, когда "Торпедо" как бы зависло "в межвременьи", считаю возможным обнародовать свое мнение по ситуации с командой и в команде. Без далеких перспектив.
Кто часто общается у нас на портале наверняка давно заметил, что я уже неоднократно писал на «Чемпионат.com», но не считаю зазорным сказать еще раз: по моему глубокому убеждению, стратегическая ошибка в подготовке «Торпедо» случилась где-то на этапе предсезонки.
Думается, корни этой ошибки идут из результата прошлого сезона. Ялонен и «Торпедо» прыгнули так высоко, что тренер, давший невиданный с 60-х годов результат, для всех стал Богом. И для болельщиков, и для руководства клуба. Богом, чьи решения не обсуждаются, поскольку они априори единственно правильные.
Думается, корни этой ошибки идут из результата прошлого сезона. Ялонен и «Торпедо» прыгнули так высоко, что тренер, давший невиданный с 60-х годов результат, для всех стал Богом. И для болельщиков, и для руководства клуба. Богом, чьи решения не обсуждаются, поскольку они априори единственно правильные.
Дальше было составление планов на следующий сезон, и план предсезонной подготовки, насколько мне известно, полностью делал Кари. В отличие от предыдущего сезона, когда план верстался еще до него, тренировочный процесс он, конечно, вел, но постоянно сверялся с нашими, российскими, планами и методиками.
В этом сезоне, с учетом поставленных задач, Ялонен решил готовить команду не так, как всегда готовят в России, а так, как команды готовят в Финляндии. Я разговаривал с ребятами: на нынешнее предсезонке никто не «умирал», в отличие от предыдущей. Мощная физическая «база» заложена не была.
Вы, безусловно, можете спросить: а как без такой базы играют в Финляндии? Все очень просто: в Финляндии, да и во всей Европе гораздо меньше времени и сил тратится на дорогу. Неужели никто из нижегородских болельщиков не ездил в один день до Москвы и обратно? Это когда вроде ничего не делаешь: сидишь себе в мягком кресле или даже лежишь в люксовом вагоне, но в итоге возвращаешься весь выжатый и вымотанный. Киркой не махал, вагоны не разгружал, но физическое состояние как раз такое, будто бы махал и разгружал.
Имел ли право Ялонен на подобный эксперимент? Безусловно, он это право полностью заработал своим результатом. Мог бы ему кто-то подсказать? Извините, у нас есть в Нижнем Новгороде специалисты, добивавшиеся подобного результата?
При таком, назовем его европейским, способе подготовке было очевидно, что «Торпедо» будет вкатываться в сезон очень тяжело. Причем тяжелее будут даваться матчи даже не с лидерами, а с вечными аутсайдерами. Которые как раз форсируют подготовку к началу сезона (как, между прочим, и «Торпедо» годичной давности), чтобы набрать максимум очков, пока лидеры раскачиваются и разогреваются. Было понятно, что придется вытаскивать матчи на морально-волевых.
Сюда же наложился тот факт, что Виталий Коваль не блистал так, как год назад. Он тащил, но волшебником и кудесником, притягивающим к себе шайбы, как это было в начале предыдущего сезона, уже не был. А на него рассчитывали именно как на кудесника и волшебника. Но если тяжело бежит вся команда, разве может бежать один вратарь?
В итоге команда не добрала на стартовом этапе чемпионата солидное количество очков. Потом, конечно, она разбежалась, класс игроков сказал свое, усталость еще на накопилась – пошли очки в командную копилку. «Торпедо» вышло на пятое место в конференции – и это был практически максимально возможный при таких соперниках результат.
Сбой наступил тогда, когда его никто не ждал. Но он наступил именно тогда, когда и должен был наступить при отсутствии мощной физической базы, заложенной летом. После Кубка Карьяла случился провал, и он стал большим откровением для Ялонена. И это было видно и на послематчевых пресс-конференциях, и по его поведению на скамейке: Кари не понимал, почему у команды не хватает сил на весь матч. А команда, по сути, играла так же, как и раньше – просто соперники разбежались.
Дальше, на мой взгляд, Ялонен стал пробовать различные варианты, но лишь усугубил положение. Я в принципе не знаю, существуют ли какие-либо методики спасения команд при отсутствии мощной физической базы. Быть может, существуют. Но скорее всего, в таком положении Кари не оказывался еще никогда. Он четко не знал, что делать, действовал по наитию. Ситуация только ухудшалась, выхода не было.
В дело вступила психология. Волнение тренера всегда передается команде. Передалось оно и «Торпедо». Команда видела: тренер не знает, что делать – и на физические проблемы наложились психологические. Команда стала проигрывать даже выигранные матчи. Домашний матч с «Магниткой» - это апофеоз, апогей.
И тут возникает вопрос: что делать с тренером, который не знает, что делать с командой? Который не понимает, что происходит с командой, который перестал команду чувствовать. Можно его оставить – и тогда сезон угроблен со стопроцентной вероятностью. При любом другом наставнике возможны варианты.
Сейчас дан шанс Рьянову. Возможно, в первый и последний раз в его тренерской карьере. Получится? Никто не знает. Но может получиться, тогда как при Ялонене уже ничего не получалось.
Максим Лебедев,
шеф-редактор отдела хоккея портала «Чемпионат.com»