Наконец-то есть возможность обратиться к давно уже мною анонсированному материалу о том, что же там случилось в высших хоккейных сферах. Почему обычно неуступчивая КХЛ вдруг резко «прогнулась» под ФХР?
Лучше всего глубину вопроса можно понять по одному перестроечному анекдоту конца 80-х годов. То есть, когда с одной стороны перестройка и гласность уже бушевали в полной мере, но жили мы еще по заветам Ленина. Звучал анекдот так.
Однажды Рабиновича вызвали в одесский обком КПСС. И говорят:
- Товарищ Рабинович, хотим дать вам, как коммунисту, ответственное поручение. В соответствии с новыми веяниями, обком КПСС принял решение об открытии в Одессе первого в Советском Союзе легального публичного дома.
Рабинович в ответ:
- А я-то тут причем?
- Мы подняли соответствующие архивы и выяснили, что в царские времена ваша бабушка была владелицей самого шикарного в Одессе борделя. Мы уверены, что генетическая память предков позволит вам лучше, чем кому бы то ни было, организовать и возглавить это дело. И хотим назначить вас директором заведения…
- Ни за что и никогда!
- Как?!! Вы отказываетесь от партийного поручения обкома?
- Категорически! Знаю я ваши порядки. Пять коечек оставь в резерв горкому, пять – обкому. Десять девушек выдели на картошку, десять – на курсы повышения квалификации. А ты, Рабинович, хоть сам ложись, но давай план…
Разница между перестроечным анекдотом и нынешней ситуацией заключается лишь в том, что в анекдоте Рабинович всё-таки мог отказаться. А в реальной жизни ФХР от подобного предложения отказаться не могла. Нет, не возглавить вышеупомянутое заведение, а завоевать в Сочи золотые медали. То есть, задача была сформулирована приблизительно так: делай, что хочешь, проси, сколько хочешь. Но золото-2014 тресни, но добудь, – хоть сам ложись.
В ФХР сидят отнюдь не глупые люди. Которые прекрасно понимают, что 95 процентов олимпийского успеха будет складываться именно в Сочи и именно в дни Олимпиады. И повлиять на это ФХР практически никак не сможет. Ну, как Федерация, скажем, сможет помочь Овечкину не получить травму в Вашингтоне, а Малкину нормально набрать форму и вовремя подвести свой игровой пик в Питтсбурге?
В то же время в ФХР прекрасно понимают: чтобы отработала перспектива, это «проси, сколько хочешь, делай, что хочешь» должно было прозвучать не за полтора года до Олимпиады, а лет этак за пятнадцать. А еще лучше – за двадцать. Потому что за полтора года невозможно вырастить не только Малкина, но даже Тарасенко. Физиологически невозможно. Вот если бы двадцать лет назад нынешние средства пошли в детский хоккей – глядишь, мы сейчас спотыкались бы на улице об Ковальчуков, а разрывающие всех на Евротуре сборные набирали бы из числа неудачников ВХЛ. А то, что придет сейчас – отдачу получим не скоро.
С другой стороны, когда ещё будет такая возможность и такие ресурсы для нашего хоккея и будет ли вообще? И это тоже в ФХР четко осознают. Тем более, используешь ты эти ресурсы или гордо плюнешь на них, 23 февраля 2014 года, в день хоккейного финала, с тебя всё равно спросят, как с человека, для которого сделали всё. И хоть для всех чиновников ФХР до Третьяка включительно в случае «незолота» после 23.02.2014 жизни нет, федерация решила хоть как-то отработать на перспективу - так, как эта перспектива видится ФХР. Под лозунгом Зои Космодемьянской: «Всех не перевешаете». И с этим настроением, думается, и собралась выводить КХЛ в чистое поле и приставлять лицом к стенке.
Но в КХЛ тоже работают не глупые люди. Которые четко секут момент и понимают, с каких заоблачных высот идут команды в ФХР. И в КХЛ мгновенно смекнули, что в случае хотя бы малейшего несогласия с предложениями ФХР о реконструкции нашего хоккея на них, в случае сочинской неудачи, будут повешены все собаки. Мол, «мы, тут, в ФХР, не досыпая ночей и уродуясь, как бобики, разработали гениальнейший план сочинской победы, а Континентальная лига своей твердолобостью обгадила всю малину».
Именно поэтому на совместное заседание по подготовке олимпийского хоккейного турнира представители КХЛ прибыли в состоянии «Чего изволите?», заранее согласными с любыми, даже самыми сумасшедшими идеями. И, почему-то кажется, если бы в тот момент кто-нибудь из ФХР предположил, что для победы в Сочи коньки надо надевать не на ноги, а на голову, это с криками «Ура!» и «Да-да!» мгновенно бы было принято.
И когда после этого совещания вице-президент КХЛ Владимир Шалаев собрал пресс-конференцию, на которой начал с каким-то мазохистским самоуничижением вытирать ноги о многострадальный регламент КХЛ, на самом деле, думается, он внутренне торжествовал. Как человек, который в любом случае остался в выигрыше. Как главный тренер словацкой сборной Владимир Вуйтек после полуфинала чемпионата мира. Как наш Кари Ялонен после серии с Ригой. Судите сами: если у сборной России в Сочи всё получится, как всем нам алчится и снится, то КХЛ с полным правом разделит с ФХР радости и почести. Если сборная пролетит с грохотом и под фанфары, КХЛ с чистой совестью скажет: «Да мы в лепёшку расшиблись и для сборной даже свой регламент изнасиловали, хоть одно пожелание не было исполнено?»
В общем, как нам думается, Континентальная лига ни под кого не прогибалась, а продемонстрировала чудеса дипломатии, создав такую ситуацию, при любом развитии которой проиграть не может.
Что же касается ФХР, то раньше ей просто хотелось посочувствовать. Но теперь, после чемпионата мира, уже вновь кажется, что для наших людей нет непроходимых препятствий и неберущихся высот.