- Андерс, вы живете и играете в России уже полгода. Есть ли вещи, которые продолжают удивлять вас здесь, и к которым трудно привыкнуть?
- Пожалуй, единственная вещь, к которой мне было трудно привыкнуть – это язык. Он очень сложен как с точки зрения произношения, так и относительно алфавита. Во всех других странах, где я жил и играл, алфавит был похожим на латиницу, и им было легче оперировать. Но я, в любом случае, стараюсь достигнуть прогресса и успехов в изучении русского языка. В остальном же, в России было достаточно легко адаптироваться. А главное – это доброжелательные люди здесь, каждый из которых готов помочь в любой момент.
- Тем не менее, с первых недель в клубе вы произносили русские слова не хуже многих носителей языка. Можете ли назвать себя полиглотом?
- Тяга к иностранным языкам у меня – с самого детства. На протяжении шести лет я изучал в школе испанский. И еще припоминаю его pocito poco (немного – примечание автора). В Швейцарии я изучал немецкий, разумеется, знаю английский. Так или иначе, когда ты живешь продолжительное количество времени в какой-то стране, пополняешь свой словарный запас и пытаешься им оперировать. В этом очень помогают современные электронные устройства. Сейчас уже не нужно в продуктовом магазине изображать пантомимы, чтобы приобрести те или иные товары: достаточно просто произнести необходимое слово в онлайн-переводчике. А затем и воспринять его «на слух».
- Кто из легионеров «Торпедо» достиг наибольшего прогресса в изучении русского языка на данный момент?
- Наверное, Пол Щехура. Все-таки, он имеет наибольший опыт жизни в России.
- Как вашей супруге и маленькой дочке живется здесь, вдали от дома?
- Все замечательно. В силу моей профессии семье не привыкать к периодическим переездам. В Нижем Новгороде у них тоже не возникло проблем с адаптацией или какими-то бытовыми вопросами. Двухлетняя дочка уже ходит в дошкольное учреждение, где практикуется анго-русская речь. Всей семьей мы частенько выбираемся прогуляться по городу. Все необходимые нам места расположены близко и удобно. К тому же, большим плюсом является близкое расположение города от Москвы, что облегчает логистическое сообщение с домом. В частности, позволяет звать в гости родителей.
- Вы немало поиграли в различных странах и городах. Какой из них сравнили бы с Нижним Новгородом?
- Трудный вопрос. Нижний Новгород – старинный город с богатой историей и множеством красивых зданий. В нем есть своя «изюминка». Трудно сравнивать города и страны между собой. Везде есть что-то интересное, привлекательное и при этом непохожее на другие места.
- Обсуждали ли потенциальный переход в «Торпедо» с другими шведскими хоккеистами, ранее выступавшими в нашей команде? Например, с Филипом Хольмом или Карлом Клингбергом.
- Я знаком с братом Карла по игре за «Даллас», однако ни с кем из хоккеистов перед переходом в «Торпедо» я не общался. Немного «погуглил», посоветовался с агентом, который рассказал о хорошей организации в клубе и о самом городе. Полученной информации мне было вполне достаточно.
- А что расскажете о своем родном шведском городе Евле, расположенном на берегу Балтийского моря?
- Это достаточно милый, пусть и довольно небольшой город населением в сто тысяч человек. Чем он известен? В первую очередь, качественными хоккеистами, которых город поставляет достаточно много. А еще город знаменит нашей известнейшей рождественской традицией. Каждый раз в канун Рождества жители города строят на центральной площади огромную козу, а затем кто-то постоянно норовит ее поджечь, и это в итоге удается. Довольно зрелищная традиция, которая известна во всей Швеции.
- Северный город близ моря... Обычно такие славятся еще и рыболовным промыслом.
- Рыбалка в наших краях, действительно, весьма популярна. В пятнадцати минутах езды от дома есть два больших озера, где я нередко провожу свободное время летом. Кстати, зимняя рыбалка у нас тоже практикуется. Такая же, как в России: с буром и лунками. Однако в рамках сезона времени на нее, разумеется, не хватает.
- Наверняка, проживая на берегу моря, вы не раз путешествовали в рамках круизов.
- Да, бывало, плавал на пароме в Финляндию. Однако, если говорить о самом запоминающемся путешествии, которое я совершал, оно было все-таки по другую сторону океана. Очень понравилась поездка на озеро Пауэлл в штате Юта. Запоминающееся место!
- Как уже было сказано, вы родились в небольшом городе Евле населением в сто тысяч человек. Однако местная хоккейная команда «Брюнес» является одной из самых титулованных в Швеции, а ее история насчитывает более сотни лет. В чем секрет?
- Хоккей у жителей нашего города в крови. Можно сказать, это местная идея и традиция. Когда я пришел в «Брюнес», там была отличная детская программа подготовки хоккеистов. В клубе очень много доморощенных игроков, которые вышли из юниоров и постепенно доросли до уровня взрослой Шведской Лиги. При таком прочном «фундаменте» и высокой конкуренции расти и совершенствоваться – задача каждого игрока, который желает чего-то добиться. Для этого создана отличная инфраструктура, специальные школьные программы, которые помогают расти, не отвлекаясь при этом от получения образования. Если ты хочешь развиваться – у тебя будут для этого все возможности.
- Помните ли вы тот день, когда решили для себя, что станете хоккеистом?
- Мне было восемь лет, и многие мои друзья играли в хоккей. Я попробовал различные виды спорта, но именно хоккей захватил мое сердце навсегда. Хотя в Швеции много спорта: здесь вам и футбол, и бенди, и гольф, и многие другие. Однако именно в Евле хоккей всегда был видом спорта номер один.
- Помимо вас кто-либо в семье занимался спортом на профессиональном уровне?
- На профессиональном уровне – нет. Но в целом семья со спортом достаточно дружна. Например, моя мама в свое время играла в футбол и волейбол, однако своей профессией это не сделала. При этом мы всегда увлекались хоккеем и пристально следили за ним. Наша семья жила очень близко к арене «Брюнеса», поэтому мы регулярно посещали матчи, болели за команду. Так во мне и родилась любовь к игре.
- Эта любовь в итоге переросла в богатую на события хоккейную карьеру, включающую в себя, помимо всего прочего, более сотни матчей в НХЛ. Что больше всего запомнилось из периода выступлений за океаном?
- Всегда очень хорошо запоминается первая игра. Основной на тот момент голкипер «Тампы» Пекка Ринне получил в ходе игры повреждение. Я вышел заменить его, и матч в итоге завершился победой. Более того, в дебютных матчах НХЛ мне удалось оформить несколько «сухарей» подряд. Конечно, такие моменты навсегда остаются в памяти. А вообще, хороших эпизодов было немало. Я выступал за сильные команды с хорошими игроками в составе: такими как Стивен Стэмкос, Мартен Сен-Луи, Шей Уэбер и многие другие. Было большим успехом занести себе в актив такой опыт.
- У вас также был опыт игры в Швейцарии. Успели проникнуться любовью к сыру, шоколаду и дорогим часам?
- Фанатом чего-то фешенебельного вроде элитных часов я никогда не был, а вот сыр и шоколад в Швейцарии, действительно, прекрасны. Мы жили и играли в Давосе, городе дивных горных массивов. Помимо хоккея, доводилось много кататься на лыжах, наслаждаться природой. Это было интересное время. Хотя, конечно, я был разочарован тем, что «Давос» не смог побороться за титулы и медали по итогам сезона.
- Несмотря на то, что вы много путешествуете, и в вашей жизни встречается немало ярких моментов, у вас отсутствует Инстаграм. Не совсем типично для нашего времени…
- Сложно сказать. Просто я никогда не нуждался в привлечении дополнительного внимания к себе. Поэтому и не уделяю времени социальным сетям. Инстаграм есть у моей супруги, но это скорее средство общения с семьей и самыми близкими людьми для того, чтобы постоянно оставаться на связи.
- Как вы стараетесь проводить свое свободное время?
- В свободное время я очень люблю быть с семьей, играть со своей маленькой дочерью. Помимо этого, летом я нередко выбираюсь на рыбалку. Еще я люблю играть на гитаре. Чаще всего исполняю какие-то детские песни для дочки. Но в целом, если перед глазами есть аккорды, могу сыграть что угодно.
- Ваш одноклубник Чарлз Геноуэй рассказывал о том, что любит смотреть вместе с дочкой российский мультфильм «Маша и Медведь». А есть ли у вас любимые фильмы или мультипликационные произведения? Не смотрели ли российские версии «Карлсона» или «Пеппи длинный чулок»?
- Мой любимый кинофильм – это «Форест Гамп». А что касается мультиков – здесь я присоединюсь к Чарлзу, мы также любим смотреть «Машу и Медведя» с семьей. Помимо этого, я с детства рос большим поклонником мульт-фильмов про Дональда Дака. Что касается шведских персонажей – моя дочь является настоящим фанатом «Пеппи», но до ее российской версии мы пока не добрались.
- Карлсон – это самый известный швед для жителей России. А кто самый известный россиянин для шведов?
- Будучи хоккеистом и выступая на позиции голкипера, назову Владислава Третьяка. Он был легендарным голкипером, и я много читал про него в детстве. В свое время он просто доминировал на данной позиции. При этом должен отметить, что знаю и о том, кто был его предшественником в Советском хоккее. Великий Виктор Коноваленко, которым гордится весь Нижний Новгород, и чей свитер висит под сводами нашей домашней арены.
- А выбор вашего игрового номера как-либо связан с великими мировыми голкиперами?
- Так и есть. Я выбрал номер «39», потому что под ним играл Доминик Гашек. Он был кумиром моего детства.
- От исторических моментов вернемся к совсем недавнему прошлому. Как вы встретили Новый год?
- Я встретил его здесь, в Нижнем Новгороде. К нам в гости приехали родители и несколько друзей детства из моего родного города. Очень здорово в такие праздники встречаться с близкими людьми. Выходных у команды практически не было, нужно было готовиться к играм, однако нам удавалось немного погулять по новогодним ярмаркам и красивым местам, открывшимся в Нижнем Новгороде в эти дни.
- Люди на улицах узнавали вас?
- Узнавали, и это было приятно. Подходили сфотографироваться и поздравить, передавали свои пожелания. Все было очень дружелюбно, и такие моменты всегда заряжают дополнительными эмоциями.
- Болельщики «Торпедо» очень трепетно относятся к хоккеистам нашей команды. Готовы не только поддерживать ребят на трибунах, но и дожидаться их выхода с арены после окончания игры, сколько бы времени это ни потребовало, и каким результатом бы ни завершился матч. Были удивлены подобному вниманию и традициям?
- Такое отношение для нас очень многое значит. Для этого мы и играем в хоккей: чтобы доставлять радость болельщикам, которые у нас просто замечательные. В Нижнем Новгороде очень активная и очень шумная арена, и каждый раз это невероятно сильно мотивирует, как бы ни складывался тот или иной матч. Мы гордимся тем, как болеют за «Торпедо» в Нижнем Новгороде!
- Любовь болельщиков, борьба за кубки и медали… Что еще мотивирует вас демонстрировать свои лучшие качества каждый день?
- Самое главное – это то, что я занимаюсь любимым делом, делом всей своей жизни. С одной стороны, хоккей – это работа. С другой – это то, во что я влюбился, начиная с восьми лет, и в чем я чувствую себя по-настоящему счастливым. Очень благодарен судьбе за то, что мне так повезло в жизни. Это самая лучшая мотивация. Рассчитываю, что впереди еще немало ярких карьерных моментов. В частности, я еще никогда не выигрывал кубков и медалей высшего достоинства на взрослом уровне. Да, была бронза Чемпионата Мира в составе сборной Швеции. Но бронза – это еще не золото. Мне есть, что доказывать и за что бороться!