Конструктивные ответы на них давали главный тренер команды Дэвид Немировски, исполнительный директор Сергей Малютин, а также игроки Владимир Галузин, Станислав Галимов и Денис Баранцев. По окончании мероприятия корреспондент Allhockey.ru побеседовал с главным тренером "Торпедо" Дэвидом Немировски.
- Насколько продуктивно, на ваш взгляд, прошла встреча с болельщиками?
- Это полезная встреча. У "Торпедо" невероятная поддержка! Команду поддерживают не только на домашних играх, но и на выезде. Мне говорили, что нижегородцам принадлежит рекорд посещаемости гостевых матчей в КХЛ - 2500 человек! Это впечатляет. Болельщики должны знать что происходит с командой, а мы - знать что они тоже переживают, что им не все равно, что мы проживаем каждую победу и каждый проигрыш вместе. В таком городе как Нижний Новгород, где все любят хоккей, важно, чтобы команда и болельщики слышали друг друга.
Мне понравилось общаться, были и чисто хоккейные вопросы, на которые отвечал я, и другие, адресованные игрокам и моим коллегам. Со стороны команды скажу, что мы готовы к таким встречам в дальнейшем.
- В целом довольны выступлением команды? Тем, сколько набрали очков, сколько забросили шайб.
- В целом, доволен, но могу сказать, что очков 6-8 мы всё-таки упустили, причем в тех матчах, которые складывались для нас удачно. Результативность хорошая, мы много забиваем. Пропускаем не мало, здесь нам нужно работать. Нельзя винить защитников, в обороне участвует вся пятерка, надо исправлять недочёты, чтобы стать более сбалансированной командой.
- С чем связан некоторый спад результативности команды в последнее время
- Совокупность маленьких деталей влияет на результат в целом. У нас было несколько игр против некоторых лидеров чемпионата, где у нас не было шанса, а в остальном, я считаю, мы хорошо провели почти все игры. В каких-то моментах нам не повезло, а в каких-то наоборот - когда другая команда играла лучше, но мы забили больше. Это хоккей, это нормально.
На спад влияют и травмы. У "Торпедо" не самый большой бюджет (сократился по сравнению с прошлым сезоном почти в половину - прим. автора), и мы не можем похвастать глубиной состава, поэтому каждая травма для нас это большой удар. Какие-то игры нам удалось вытащить. В целом, по физическому состоянию мы держим хорошую темповую игру, отлично катаемся, но в каких-то моментах, бывает, пропускаем.
- "Торпедо" в этом сезоне очень часто одерживает волевые победы. Это значит, что у вас всегда есть план Б или вы всегда верите в свою систему, и команда продолжает играть в свою игру, даже уступая в счете?
- Просто мы верим в наш хоккей, в нашу систему игры, хотим играть креативно и много атаковать. Зачем что-то менять, если игроки хорошо готовы и придерживаются системы? Если ты не забиваешь в первом периоде, значит, голы придут к тебе потом. Все наши волевые победы пришли к нам потому, что мы продолжали играть в свой хоккей.
- Может, нужно иногда сыграть в откат, подстроиться под соперника?
- В откат "Торпедо" точно не играет, мы хотим играть в другую игру. К тому же мы постоянно контролируем физическое состояние игроков, используем специальные программы. Если мы видим, что всё хорошо, то зачем нам играть в другой хоккей? Вот когда физика хоккеистов станет хуже, тогда и надо беречь силы, играть, исходя из соперника.
- В разговоре с болельщиками вы сказали, что в России мало командной игры.
- Не совсем так. Бывает команда с хорошим бюджетом и нормальным составом, а не играет. Когда есть командный дух, есть шанс побить всех. Я когда играл первый год во "Флориде", у нас команда была одной из худших по составу и зарплатам, но у нас была Команда. Мы до финала дошли, бились друг за друга. Я не имел в виду, что в России нет командной игры, хотел сказать, что если команда играет сплоченно, единым целым, у нее куда больше шансов добиться высоких результатов. Это не тактика, это именно сплоченность, когда игрокам нравится играть вместе, и каждый играет за партнера, за тренера, как семья, понимаете? Если мы будем играть так, а не только по игровому заданию, мы добьемся большего.
- Каждый тренер должен быть немножечко психологом, как удается находить индивидуальный подход к игрокам?
- Хоккей - моя первая любовь, а вторая - психология. Специально не учился, но много книг прочитал, мечтал стать психологом. Поэтому я знаю, что команда одна, а люди разные, и надо правильный подход найти к каждому: на кого-то прикрикнуть, кому-то объяснить немного по-другому. Это интересно. Не могу сказать, что всегда до каждого получается донести требуемое, но это тоже один из процессов.
- Доводилось ли встречался с неуправляемыми игроками?
- Пока нет. Ребята у меня понимающие. Если разговариваем один на один, кто-то может быть недоволен своим игровым временем, кто-то переоценивает себя. Вот в этом бывают моменты недопонимания.
- Насколько тяжело исправлять чужие тренерские ошибки и можно ли "перевоспитать" игрока?
- Думаю, да. Хоккей в последнее время поменялся, ребята умные, понимают и требования и систему, и те кто не могут играть в этот новый хоккей, они в КХЛ и не играют, а изменить игрока вполне можно.
- В вашем тренерском штабе есть "злой коп" и "добрый коп" или все в одном ключе работают?
- У нас нет злых полицейских, но бывают моменты, когда каждый тренер иногда берет на себя такую роль, если ситуация требует того, иногда нужно показать игроку, что им недовольны. Если это делаю я, то всегда в закрытой раздевалке, а не на лавке.
- Как вы строите отношения со своими помощниками. Обычно в России главный тренер сам решает всё.
- Мы каждый день все обсуждаем, до и после тренировки, все решаем вместе, потому что пять мнений лучше, чем одно. Я прислушиваюсь ко всем, ведь они очень хорошо понимают хоккей, в прошлом - хорошие игроки, многое выигрывали. Если ты взял себе помощников и не прислушиваешься к ним, какой в этом смысл? Я считаю, что очень важно создать настоящую тренерскую команду и вместе добиваться поставленных целей.
- У "Торпедо" много молодых игроков. Насколько вам комфортно работать с ними, заниматься в том числе и развитием? Многие тренеры предпочитают работать с опытными игроками.
- Не вижу в этом проблемы, это часть работы тренера. Нужно добиваться того, чтобы твои игроки понимали тебя, понимали твои требования, выполняли задание. И не важно, опытный ли это игрок или молодой хоккеист. Надо всегда стремиться использовать возможности каждого игрока по максимуму.
- Вы пришли в новую команду, в которой собраны абсолютно разные люди: опытные игроки, молодые хоккеисты, мало игравшие в КХЛ, легионеры, которые впервые только-только приехали в Россию. Как в такой ситуации создать единый коллектив?
- Тут важно проводить правильную селекцию. И нужно смотреть не только на игровые качества хоккеиста, но и на его характер, личные качества. В нашей команде мы, скорее, подпишем контракт с игроком, который будет чуть хуже на льду, но зато обладать хорошими личностными качествами. Понятно, что в КХЛ сделать это не так просто, но при подписании игроков мы обязательно учитываем эти факторы. Иначе добиться командной химии просто не получится.
- Сейчас, когда вы уже поработали тренером, можете сказать, кто из наставников оказал на вас наибольшее влияние, когда вы были хоккеистом. Может быть, Вячеслав Быков или Зинэтула Билялетдинов.
- Могу сказать, что я не стремлюсь быть на кого-то похожим, скорее хочу взять что-то лучшее от всех своих тренеров. Безусловно, что-то я взял и от Вячеслава Быкова, с которым работал в ЦСКА, и от Дага Маклина, который тренировал меня во "Флориде". Но хотел бы отдельно сказать о других своих тренерах. Это и Билл Килреа, легендарный тренер, который 34 года руководил юниорской командой "Оттава 67s”. И отдельно хотел бы сказать об Эле МакАдаме, который тренировал меня в "Сент Джоне" (фарм-клубе "Торонто"). У него была классная карьера в НХЛ, он мог подраться, но это был интеллигентный человек, который никогда ни на кого не орал, а стремился всё спокойно объяснить. Он опередил своё время, ведь тогда в НХЛ ценились импульсивные наставники.