Берсерки – это воины в древней Скандинавии, которые во время битвы отличались неистовой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Торпедовцы – это хоккеисты в современной КХЛ, которые во время матча отличаются тем же самым. Удивительная команда.
Сижу я вчера в балашихинском пресс-центре «Авангарда». В дверь заходят комментатор Роман Скворцов и эксперт Леонид Вайсфельд. Поздравляю Леонида Владленовича, помня о его уфимской ностальгии: «Салават Юлаев» громит «Торпедо» со счетом 3:0. Дубль у Солодухина, гол забил Кугрышев. Большие премиальные в «СЮ» за победу?» «Подожди, - поднимает руку эксперт. – Для «Торпедо» при счёте 0:3 всё только начинается. Ещё ведь целый период впереди».
И правда, вы только посмотрите! Забивает Сергиенко, потом – Галузин, а за ним и канадец Кейлоф реализует большинство. В третьем периоде «Торпедо» со страстью берсерков душит хозяев (17-6 по броскам), и я могу сказать, что Уфа отскакивает чудом.
Вообще «Торпедо» одержало четыре победы на старте. И вы помните эти победы? Боевые, зубодробительные. СКА вёл со счетом 3:1, но чуть расслабился – и получил 3:4 в Нижнем Новгороде. Минское «Динамо» вырвалось вперед – 2:0, но за пять минут их карета превратилась в тыкву (2:3). «Витязь» намекнул, что неплохо бы победить, когда забил Аалтонен, но «Торпедо» ответило: «не-не-не-не». Да, вот так, четырьмя шайбами (4:1). Наконец, заруба с «Барысом». Гордость Казахстана вырывается вперед со счетом 3:0, но идёт ко дну в овертайме, где забивает тот же Кейлоф (6:5). Невероятно! Четыре волевые победы. Сила духа, воля, характер. Инстинкт убийцы, которого пока нет у того же «Барыса», о чем и сказал их лидер Брэндон Боченски.
Как объяснить «аномалию» «Торпедо»? Тут палка о двух концах. Главный тренер Дэвид Немировски справедливо считает, что его команда неудачно проводит первую половину матчей. Поздно раскачивается, с трудом просыпается. Не обязательно быть героем, когда ты спасаешь матч с 0:3. Геройство – когда ты держишь ворота на замке, цементируя оборону и забивая свои два-три в нападении. Но в остальном игру «Торпедо» сравнивают с хитом группы Queen – «A kind of magic». Что-то вроде магии. «Одна мечта, одна душа, один приз, одна цель, одна золотая вспышка… Это пламя, что горит во мне».
Есть ли жизнь после Скудры? Сейчас «Торпедо» отвечает на этот вопрос. Петерис – тот тренер, который много требовал с игроков. Бей, беги, втыкайся. Вы помните знаменитое выступление Скудры: «Что мы теперь, после травм лидеров сядем в кружок и будем плакать? Я хочу видеть людей, которые выйдут, будут вкалывать и раскалывать». Концовка речи была совсем другой, с солёным словцом, это печатать нельзя. Но вы понимаете установку сверху для игроков, похожую на речь сержанта перед солдатами.
И вот руководитель Ян Голубовский поставил во главе клуба Дэвида Немировски. Звучит почти как стихотворение. Канадец с российским гражданством, выступавший в куче клубов – от «Флориды» до «Швайнфурта», от «Ак Барса» до ЦСКА, был спортивным директором «Адмирала» с 2015 года. Но раньше не работал главным тренером.
Так что тут риск. Конечно, риск. И пока рано говорить, что он оправдался. Но как я вижу, Немировски иначе строит отношения с игроками. Поэтому они так спасают матчи, ловя волну эйфории. Хотя, конечно, гайки в защите нужно затягивать.
Кстати, Скудра в 2013 году тоже пришел в «Торпедо» без опыта работы главным тренером. Хотя работал до этого помощником Дмитрия Квартальнова в «Сибири». Но ведь и Немировски стоял на лавке «Адмирала» во время матчей.
Главное – нижегородские болельщики хотят видеть от «Торпедо» не просто прямолинейный силовой хоккей с большой выкладкой, а изобретательную мысль в игре, какую-то фантазию, креативность. При этом нужна агрессивность, самоотверженность, холодная голова. Всё это «Торпедо» сейчас показывает.