Определять лучших игроков за всю историю КХЛ – занятие весьма трудное, и, наверняка у каждого болельщика будет свой вариант, а также веские аргументы в его пользу. Тем не менее, игроки, о которых пойдёт речь ниже, по мнению KHL.ru, достойны войти в «золотую десятку».
Этот материал – ни в коем случае не официальный рейтинг, не попытка выстроить звёзд лиги по ранжиру. Скорее, это повод ещё раз напомнить о людях, внесших громадный вклад в развитие КХЛ, причём не только спортивный. О тех, кто уже не выступает в Лиге и о тех, кто и сегодня радует болельщиков своим мастерством.
Яромир Ягр
С Яромиром Ягром в составе «Авангард» так ничего и не выиграл в рамках КХЛ, а выйти в финал Кубка Гагарина омичам удалось на следующий год после отъезда легендарного чеха. Однако именно с именем Яромира связано начало новой эпохи в нашем хоккее. Он приехал в Омск в год, когда КХЛ сменила Суперлигу, во всеуслышание заявив о своих амбициях. Это Ягр стал символом противостояния с НХЛ, и он же провозглашал нам с голубых экранов о наступлении нового уровня. Игроки такого масштаба приезжали в Россию разве что на время локаута, тогда как Яромир променял Нью-Йорк на Омск в «мирное» время, что стало серьёзным звоночком для других энхаэловцев.
Ягр не поднимал над головой Кубок Гагарина, не становился лучшим бомбардиром регулярного чемпионата, ему не присваивали титул MVP. Тем не менее, его значение для лиги переоценить трудно. Посмотреть на то, как фактурный чех контролирует шайбу в круге вбрасывания, стягивая на себя всю пятёрку, в регионах собирались стадионы. Стоит ли говорить, что заметный след он оставил и на берегу Иртыша? Во многом по протекции Ягра в «Авангард» перешёл Роман Червенка, а рядом с великим чехом успел поиграть Алексей Черепанов. Яромир застал не лучшие времена омского хоккея, но для лиги он сделал так много, как никакой другой легионер.
Сергей Мозякин
Сейчас в это трудно поверить, но на заре существования КХЛ Сергей Мозякин никак не мог избавиться от клейма некубкового игрока. Долгое время его команды не проходили дальше второго раунда плей-офф. Разумеется, часть вины за неудачи перекладывали на ведущего форварда. Всё изменилось весной 2011 года. «Атлант», ведомый капитаном Мозякиным, стал главной сенсацией розыгрыша Кубка Гагарина. Команда Милоша Ржиги добралась до финала, а Сергей закончил поход за кубком в статусе второго бомбардира плей-офф. С тех пор уже ни у кого не возникало сомнений, что Мозякин способен влиять на исход решающих матчей, а вслед за личной статистикой пришли и командные трофеи. К 36 годам в его коллекции два Кубка Гагарина и два титула MVP. От былых стереотипов не осталось и следа.
Сегодня Мозякин – человек-рекорд. Словно на самокате, он оставляет позади одну советскую легенду за другой. За один сезон Мозякин забил больше Вениамина Александрова, а за всю карьеру его голевой счёт длиннее, чем у Бориса Михайлова. А ведь карьера Сергея далека от завершения. Как хорошее вино, с годами он становится только лучше, оставаясь на голову выше снайперов нового поколения. Ставя фамилию Мозякина в один ряд с великими игроками прошлого, по коже непроизвольно бегут мурашки от осознания, что все мы – его современники.
Илья Ковальчук
11 июля 2013 года хоккейный мир взбудоражила новость о том, что Илья Ковальчук завершает карьеру в НХЛ. Форварду «Нью-Джерси» на тот момент было всего 30 лет, он пребывал в отличной форме, а за два года до этого, буквально на свой спине, дотащил «дьяволов» до финала Кубка Стэнли. Очевидно, что Ковальчук не собирался вешать коньки на гвоздь. Вскоре туман рассеялся, и стало известно, где продолжит карьеру обладатель «Морис Ришара». Суперфорвард поставил подпись под четырёхлетним контрактом со СКА, а история с завершением карьеры в НХЛ была обусловлена правовыми нормами североамериканской лиги. Другого способа вернуться на родину у героя Квебека не было. В тот день наша лига получила суперзвезду планетарного масштаба.
То, что Ковальчук – победитель по духу, он доказал в 2008 году, выступая за сборную России. От репутации эгоиста на льду Илья избавился, когда из безнадёжной «Атланты» перешёл в «Нью-Джерси». Однако в КХЛ ему пришлось многое доказывать заново. Любую осечку суперзвезды СКА рассматривали под микроскопом, а первый сезон после переезда сложился для него действительно не лучшим образом. Но стоило ему обжиться в новой для себя лиге и объединиться с тренерами Вячеславом Быковым и Игорем Захаркиным, как СКА достался долгожданный Кубок Гагарина, а Ковальчуку – титул MVP. Второй кубок он выигрывал уже под руководством Олега Знарка и без статуса капитана, но кое-что оставалось неизменным. Какими бы разными ни были победы клуба из Санкт-Петербурга, решающие броски сезона наносил 17-й номер.
Алексей Морозов
Если однажды кому-то придёт в голову идея установить скульптуру идеальному капитану, то лепить её следует с Алексея Морозова. Звезда на льду, лидер в раздевалке, эталон в общении с журналистами. Сложно найти человека в отечественном хоккее со столь же кристально чистым имиджем, как у экс-капитана «Ак Барса». Вместе с ним казанцы выиграли два Кубка Гагарина, а Алексей стал MVP первого розыгрыша в истории лиги. Это его шайба стала единственной и победной в седьмом матче финальной серии с «Локомотивом». На следующий год он снова был одним из лучших в плей-офф, но во время финала получил травму. Оставшись без капитана, игроки «Ак Барса» сплотились и выиграли кубок, в том числе и ради Морозова.
Все в мировом хоккее знают, что такое «точка Овечкина». Однако на заре КХЛ подобная излюбленная позиция была и у Морозова. Его кистевые броски из правого круга вбрасывания зачастую означали приговор вратарям соперников «Ак Барса». Управляющий директор МХЛ в бытность игроком был поистине элитным снайпером. Только под конец карьеры Морозов снизил темп, а в лучшие годы он стабильно забрасывал по 30 шайб за сезон. Оказавшись в Казани во время локаута 2005 года, москвич Морозов стал своим для всего Татарстана. О многом говорит тот факт, что даже после окончания карьеры у него сохранились тёплые отношения с руководством клуба и республики.
Данис Зарипов
История с допингом не должна бросать тень на долгую и успешную карьеру Даниса Зарипова. И уж тем более умалять его заслуг. Зарипов – легенда КХЛ без всяческих скидок и оговорок. Мало кому удаётся быть одинаково успешным в составе разных клубов так, как это получалось у Даниса. Когда он, двукратный обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса», уезжал из Казани, это решение казалось логичным и где-то даже запоздалым. Со стороны создавалось впечатление, что лучшие годы Зарипова, как и Морозова, уже позади. Вместо этого он пережил вторую молодость в Магнитогорске, которая оказалась не менее бурной, чем первая. С «Магниткой» опытный нападающий сумел удвоить количество Кубков Гагарина в своей личной коллекции. На данный момент он – единственный четырёхкратный обладатель трофея. От перемены клубов, за которые играл Зарипов, его эффективность особо не менялась.
Кто-то скажет, что Зарипову повезло с партнёрами. В Казани рядом с ним был Алексей Морозов, в Магнитогорске - Сергей Мозякин. Всё так, такой компании многие могут позавидовать. А когда ещё и квалифицированный центр рядом, то почему бы не штамповать победы? Да только стоит вспомнить, что у Мозякина до прихода Зарипова дела в «Металлурге» складывались не так уж и гладко, а Морозов после перехода в ЦСКА заскучал без многолетнего партнёра. За счёт уникального сочетания труда и таланта Данис становился ключевым элементом лучших троек в истории КХЛ. А то, что он в 36 лет наколотил полтора десятка шайб в розыгрыше Кубка Гагарина, попутно установив рекорд для кубковых снайперов, и вовсе не укладывается в голове.
Василий Кошечкин
Когда MVP плей-офф признают вратаря команды, проигравшей финал, это, как правило, означает, что силы были не равны. Так в 2011 году был отмечен Константин Барулин, хотя к главному трофею прикоснулись игроки «Салавата Юлаева». История повторилась спустя шесть лет, когда самым полезным игроком плей-офф стал Василий Кошечкин. Он, может, и не в одиночку противостоял СКА, но сделал многое, чтобы счёт в финальной серии и каждом отдельно взятом матче оставался приличным. Это был уже третий финал двухметрового вратаря, но когда «Магнитка» выигрывала Кубки Гагарина, в составе уральцев всякий раз находились другие герои. Только присутствие рядом ярчайших нападающих оставляло в тени то, насколько надёжен был Василий на последнем рубеже «сталеваров». В чемпионские годы он пропускал меньше двух шайб в среднем за игру.
Собрав в «Магнитке» коллекцию из кубков и индивидуальных наград, Кошечкин получил своеобразную компенсацию за первые сезоны КХЛ. Тогда он выступал за клубы, которые в силу объективных причин не могли бороться за титул. В Тольятти и Череповце вратарь-великан был главной звездой, но пройти дальше второго раунда ему было не суждено. Насколько важной фигурой был Кошечкин для команд, за которые выступал, показал сезон 2012/2013. Тогда он отыграл за «Северсталь» 51 игру в регулярном чемпионате, пропустив всего один матч. Кошечкин – не только самый выносливый вратарь в лиге, но и самый «сухой». Минувшей весной он провёл свой 82-й матч на ноль в карьере, побив рекорд Александра Ерёменко.
Илья Горохов
Впервые стать чемпионом страны Илье Горохову удалось в начале XXI века, когда он, ещё молодой защитник, был частью золотого состава «Локомотива». Наверное, именно тогда, закаляясь рядом с Андреем Коваленко и другими маститыми «железнодорожниками», Горохов и получил инъекцию духа победителя. Впоследствии, где бы Илья ни играл, он был одним из столпов обороны. Первый сезон КХЛ он проводил в составе родного «Локомотива», а в 2013 году вернулся в Ярославль после трагедии. Символично, что и последний матч в карьере Горохова прошёл с участием «железнодорожников». Ветеран удостоился торжественных проводов на «Арене-2000», и не беда, что на его форме к тому моменту красовался хабаровский тигр. Для Ярославля он оставался культовой личностью вне зависимости от клубной прописки.
С годами Горохов стал своего рода талисманом для любой команды, претендовавшей на Кубок Гагарина. На протяжении четырёх сезонов кряду он добирался как минимум до финала конференции. В 2011 году Илья вместе с «Атлантом» вёл неравный бой с «Салаватом Юлаевым», а перебравшись в столицу, стал тем самым недостающим пазлом для московского «Динамо». Во многом благодаря объединяющему духу Горохова динамовцы сначала дотянулись до Кубка Гагарина, а затем защитили титул. Илья был близок к тому, чтобы провести свой четвёртый финал в КХЛ, но его «Локомотиву» поставила подножку сборная Европы в лице пражского «Льва». Горохов никогда не поражал воображение результативностью в регулярном чемпионате, но становился одним из лучших с наступлением кубковой весны.
Александр Ерёменко
По ходу сезона 2010/2011 Александр Ерёменко нечасто появлялся в воротах «Салавата Юлаева» и, казалось, что это начало заката карьеры известного вратаря. К тому моменту 30-летний голкипер уже выигрывал два чемпионата мира и три чемпионата России. Напрашивался вопрос: вернётся он на прежний уровень, и не ждёт ли его частая смена клубов-середняков? Карьеру титулованному стражу ворот спасло московское «Динамо». Расставшись с Майклом Гарнеттом, бело-голубые нуждались в новом первом номере. Москвичи не побоялись рискнуть и выиграли два Кубка Гагарина. Тренер вратарей «Динамо» Рашит Давыдов перезагрузил Ерёменко, сделав из него лучшего голкипера в КХЛ.
Чемпионство-2005 с «Динамо» Ерёменко выиграл в качестве сменщика Виталия Еремеева. Через год в «Ак Барсе» его чередовали с Фрэдом Брэтуйэтом. На уфимском празднике он и вовсе был лишним. А вот два кубка «Динамо» плоть от плоти его. Александр становился непробиваемым с наступлением плей-офф, став за два года сущим кошмаром для СКА, дважды оставляя за бортом суперклуб из Санкт-Петербурга. Ерёменко не оставалось ничего, кроме как забирать Кубок Гагарина, а вместе с ним и титул MVP. В ровной и рабочей команде Олега Знарка главной звездой после тренера был именно вратарь.
Найджел Доус
Найджел Доус был частью удивительной канадской «молодёжки», которую специалисты в один голос называют лучшей в истории родоначальников хоккея. Однако за свою заокеанскую карьеру он всего однажды провёл в НХЛ целый сезон от звонка до звонка, когда выступал за «Калгари». В остальное время он был вынужден колесить по Америке в автобусах, выступая за фарм-клубы. В 26 лет Доусу это окончательно надоело, и он решил что-то резко поменять в жизни. И отправился в Астану, да не один, а вместе со своим старым знакомым Дастином Бойдом.
То, что так недоставало Доусу на родине, он отыскал в КХЛ. В столице Казахстана ему оказали безграничное доверие и вручили классных напарников в лице Бойда и Боченски. Долгие шесть лет Найджел был наконечником одного из лучших звеньев в лиге. Североамериканская тройка «Барыса» работала как часы, являясь опорой астанинской команды в борьбе за плей-офф. Более стабильного легионера не сыскать во всей лиге. Доус трижды достигал супер-отметки в 30 шайб за сезон. Тем парадоксальнее, что он ни разу не становился лучшим снайпером КХЛ. Всякий раз на его пути оказывались не менее достойные конкуренты. Зато для «Барыса» и всего хоккейного Казахстана он стал живой легендой. На чемпионате мира в Москве он дебютировал за местную сборную, а теперь ведёт астанчан за собой в статусе капитана и с новыми партнёрами.
Александр Радулов
Когда 22-летний форвард «Нэшвилла» сбежал в Уфу с действующим контрактом, это вызвало бурную реакцию по обе стороны океана. Во многом этот демарш подтолкнул КХЛ и НХЛ к взаимному уважению контрактов. Появление реальной силы в Европе не сулило заокеанской лиге ничего хорошего. Радулов вошёл в историю тем парнем, который заставил боссов двух организаций сесть за стол переговоров. Но мало кто в 2008-м году мог подумать, что Александр за предельно короткий срок станет незаменимым игроком не только для «Салавата Юлаева», но и для всей лиги. За годы, проведённые в России, он трижды становился лучшим бомбардиром регулярного чемпионата и дважды плей-офф, взял четыре «золотые клюшки» и один Кубок Гагарина.
Впрочем, ценность Радулова даже не в голах, очках и передачах. В цифрах невозможно передать то, с какой энергией Александр выходил на каждый матч. Это могла быть как рядовая игра регулярного чемпионата, так и решающая битва плей-офф. Радулов подпитывался энергией фанатов, а если на трибунах вдруг зияли пустоты, оставался одним из немногих, кто выбивал искру. Это настоящий сгусток эмоций, который делал лучше каждого, кто выходил с ним на лёд в одной тройке.