После дебютного сезона в КХЛ 25-летний нападающий Картер Эштон получил от руководства «Торпедо» предложение подписать новый контракт - уже на два года. К концу декабря канадец подошел в качестве лучшего снайпера команды, а в январской выездной серии отметился двумя голевыми дублями, перекрыв свои прошлогодние бомбардирские показатели.
- Картер, в новом календарном году вы сразу оформили два голевых дубля - в Астане и Уфе. Чем можете объяснить такой всплеск результативности?
- В январской выездной серии вся наша команда смотрелась отлично. Прекрасная атмосфера внутри коллектива, необходимая «химия» в звеньях - все это придавало уверенности в игре, в том числе и мне. Многое получалось - практически все, что задумывали тренеры, игрокам на льду удавалось воплотить в жизнь. Мне кажется, отсюда и такая результативность.
- Помнится, в прошлом сезоне вам не довелось побывать в Казахстане. Возможно, первый визит в Астану на вас так подействовал?
- (Смеется.) Столица Казахстана, действительно, стала для меня новым пунктом на хоккейной карте, но не могу сказать, что по этой причине матч против «Астаны» стоял каким-то особняком. В принципе, каждая выездная игра примерно одинакова, с похожим графиком подготовки, независимо от того, в каком городе мы играем. Просто мне приятно, что голы в ворота «Барыса» получились особенно ценными. Допустим, если в прошлом сезоне, когда я оформил свой первый дубль в КХЛ (произошло это во Владивостоке), «Торпедо» выиграло у «Адмирала» - 8:3, а потом, когда у меня был дубль в домашнем матче со «Спартаком», мы победили - 7:2, то на этот раз с «Барысом» получился упорный поединок, и сначала мне удалось вывести «Торпедо» вперед, а затем снять все вопросы относительно победителя, забросив шайбу в пустые ворота. Ну, и в Уфе в непростом матче с «Салаватом Юлаевым» принес пользу команде (улыбается).
- Обратили внимание, что все четыре раза, когда вы делали дубль, один из ваших голов обязательно становился победным для «Торпедо»?
- Правда?! О, я на самом деле не знал об этом!
- А в целом как оцениваете свою результативность?
- Я не зацикливаюсь на своей игре и личной результативности. У нас много ребят, которые здорово выполняют различные функции - кто-то забрасывает шайбы, кто-то дерется, кто-то отрабатывает в защите. Мы работаем командой, и вклад каждого важен для общекомандного успеха. Позиция, которую сейчас занимает «Торпедо», яркое тому подтверждение.
- Как-то не верится, что для вас неважно, что вы - лучший снайпер команды!
- Быть лучшим снайпером, безусловно, приятно, но, опять же, это не моя заслуга, а результат хороших взаимодействий звена, то есть моих партнеров, которые позволяют мне забрасывать шайбы. Не буду скрывать, изначально хотелось превзойти свой прошлогодний показатель (13+10), и рад, что это получилось. Тем более, сезон еще не закончен, и есть возможность побороться в команде за звание лучшего бомбардира, а не только снайпера.
- Скоро плей-офф. Вы помните, что в прошлом сезоне так и не открыли счет своим голам в Кубке Гагарина?
- Плей-офф - всегда абсолютно новый турнир, здесь все начинается с чистого листа, и понятно, что играть там намного труднее. Совершенно другие эмоции, максимальная самоотдача, в том числе и у соперника, который ложится под каждую шайбу. Согласен, прошлогодний плей-офф у меня в плане результативности не задался, и в какой-то мере причина тому - не лучшее физическое состояние. Тяжело возвращаться в состав после травмы. Но это, ни в коей мере, не является оправданием. В хоккее нужно пройти и через такие испытания. Надеюсь сделать правильные выводы.
- Картер, вы проводите второй сезон в КХЛ. Покидая Россию по окончании прошлого сезона, думали о том, что вернетесь?
- Мне на самом деле хотелось вернуться сюда, именно в «Торпедо», потому что в прошлом сезоне у нас была отличная команда, и я понял, насколько высок уровень организации работы в клубе. Поэтому, когда в мае «Торпедо» предложило продлить наши отношения, я охотно подписал новый контракт. Здесь чувствую себя как дома, и это главная причина, почему мне хотелось остаться в «Торпедо». Все люди - от тренеров до менеджеров, обслуживающего персонала - относятся к тебе с теплотой. Считаю, у меня сложились хорошие отношения с партнерами по команде. Плюс наши болельщики, которые активно поддерживают команду. Все вместе - это большая семья, и вместе мы создали коллектив, который способен бороться за чемпионство.
- Вы ничего не говорите о материальной заинтересованности. Подписав контракт в КХЛ, наверное, имеете возможность заработать больше, чем в Северной Америке?
- Можете мне не поверить, но в данном случае финансовый вопрос не столь важен и для меня не стоит на первом месте.
- Ваш папа тоже играл в хоккей. Он смотрел матчи КХЛ прошлого сезона с вашим участием?
- Да, и в прошлом сезоне, и теперь он дома смотрит онлайн каждую игру. Матчи «Торпедо» начинаются в семь часов вечера по московскому времени, когда в Канаде десять часов утра. Моя семья собирается вместе: не только отец, но и мама, бабушки, дедушки смотрят хоккей из России, а потом обсуждают увиденное...
Однако весной, когда у «Торпедо» сезон закончился и я вернулся домой, мы с папой не разговаривали на профессиональные темы. Он не оценивал меня с точки зрения хоккеиста, а просто был рад снова увидеться. Говорил, что наслаждается моей игрой как мой отец. Тем более в «Торпедо» мне достался девятый игровой номер - можно сказать, это семейная традиция, ведь мой папа в свое время выступал под тем же номером. К слову, «девятка» у меня была в юниорских командах, а потом, в НХЛ, в «Торонто», играл под номером 37. Возможно, я и в «Торпедо» взял бы этот номер, но он оказался занят, поэтому я выбрал 9-й - и свою юность вспомнил, и отца порадовал.
- За прошлый год вы наверняка сильно соскучились по дому. Не было искушения остаться в Канаде?
- Конечно, по дому скучаю и после каждого сезона, когда постоянно нахожусь в разъездах, в том числе по Северной Америке, я с нетерпением возвращаюсь в Саскатун, чтобы повидаться с родственниками, друзьями, с которыми играл в детстве, ходил в школу. Такое общение добавляет новых сил. Но даже эти теплые эмоции не способны заставить меня засомневаться - надо ли снова ехать далеко от дома. Хоккей - моя страсть, моя жизнь, любимая работа, в конце концов. Как я могу думать о том, чтобы все бросить?! Я наслаждаюсь процессом...
- Зная уровень КХЛ, вы что-то изменили в самостоятельной летней подготовке?
- Из года в год летом я занимаюсь с одним и тем же тренером и считаю, что приезжаю в клубную команду на сборы хорошо готовым. Поэтому мы, как говорится, от добра добра искать не стали. Единственное, поскольку в КХЛ сезон начинается раньше, чем в Северной Америке, то и самостоятельную подготовку я теперь начинаю раньше.
- Можно сказать, что вторая предсезонка в «Торпедо» вам далась проще, чем первая?
- Да, этим летом я чувствовал себя значительно комфортнее в бытовом плане: знал многих игроков «Торпедо», начал кое-что понимать по-русски, что тоже немаловажно в коллективе. С этой точки зрения мне было легче. Ну, а если говорить о физических нагрузках, они везде высокие, и каждый год бывает тяжело и непросто.
- Торпедовские болельщики обратили внимание, что летом в Нижний Новгород вы приехали с другой прической. Возникли какие-то причины сменить имидж, отказавшись от длинных волос?
- Никакого веского повода постричься не было, просто захотелось перед новым сезоном что-то поменять. Получается, что с новой прической стал больше забивать. Теперь хочу остаться с короткими волосами. Скажем так, на фарт, хотя, по большому счету, я не суеверен - это всего лишь волосы.
- В первом же матче чемпионата КХЛ в этом сезоне вы заработали пятиминутное удаление. Была необходимости или подвели нервы?
- Бывают ситуации, когда важно показать сопернику, какой характер у твоей команды, то, что каждый может постоять друг за друга. Это считается нормальным, в том числе и в Канаде. В домашнем матче с рижским «Динамо» был как раз такой случай.
- В конце ноября в матче с минским «Динамо» вы подрались и снова получили большой штраф...
- Я не люблю находиться в штрафном боксе, тем более досрочно уходить в раздевалку. Но иногда пойти на подобное столкновение необходимо в интересах команды! Вы помните, как складывался матч с минчанами в первом периоде? Нам срочно нужно было что-то менять, ломать ход неудачной игры, идти на жесткие действия, за которые следовали удаления. Согласен, у нас не все получилось, но мы старались.
- С какими чувствами наблюдали за игрой в Казани, понимая, что ничем не можете помочь своей команде?
- Смотреть с трибуны матч, когда твоя команда проигрывает, очень тяжело. Но в Нижнем Новгороде в ответном поединке с «Ак Барсом» мы же взяли реванш! И вообще, ту домашнюю серию в начале декабря играли неплохо.
- Вы упомянули о домашних матчах, а мне бы хотелось вспомнить поединок в Нижнекамске. Отбыв дисквалификацию, вы отметились голом и тремя результативными передачами. Некая компенсация за «пропуск»?
- В Нижнекамске вся наша команда вышла с огоньком в душе, ребята хотели доказать, что крупное поражение в Казани - всего лишь досадная случайность, и мы на многое способны. О себе могу сказать, что на нижнекамской площадке играл со свежими эмоциями, с желанием реабилитироваться за пропущенный матч. Увы, с «Нефтехимиком» мы в последний момент упустили победу. К сожалению, в хоккее подобное бывает. В спорте есть такая штука как фортуна, и в том матче она от нас отвернулась...
- По ходу сезона в «Торпедо» появились ваши соотечественники. Были знакомы с МакМилланом и Батлером раньше?
- С Брендоном МакМилланом мы примерно одного возраста и играли друг против друга подростками, в юниорских командах. А Бобби Батлера я знал только по играм против его команд. Три-четыре года назад в Северной Америке мы пересекались, и я запомнил его как высококвалифицированного, мастеровитого хоккеиста. Думаю, нижегородские болельщики со мной согласятся, ведь Бобби уже сейчас приносит пользу «Торпедо». Но лично знакомы раньше мы не были, подружились только сейчас, оказавшись в «Торпедо».
Рад появлению соотечественников, постарался помочь им быстрее освоиться на новом месте: подсказываю, куда пойти, где покушать, где провести время. Правда, в случае с МакМилланом быстро пришлось сложить с себя полномочия гида - у Брендона в декабре приехала жена, и дальше они разбирались без меня (улыбается).
- В прошлом году вы говорили, что хотите побыстрее выучить русский язык. Появление канадской «диаспоры» в «Торпедо» может затормозить ваше продвижение в его изучении?
- Стараюсь учить язык каждый день, узнавать больше и больше и с партнерами как можно чаще общаться именно на русском. А что касается появления в «Торпедо» канадских ребят... Игроки, которые не говорят по-русски, в нашей команде были и до прихода в «Торпедо» МакМиллана с Батлером, а общаться нужно со всеми. Поэтому мы, иностранцы, учим язык - и Джон Норман, и Сэм Лофквист, а теперь и Брендон МакМиллан тоже. Можно сказать, образовался такой русскоговорящий кружок легионеров. Так что, надеюсь, в следующем сезоне смогу дать вам интервью на русском. Ну, если не такое большое, то хотя бы послематчевый комментарий в два-три вопроса (улыбается).