Пока «Торпедо» возвращается из своего дальневосточно-сибирского турне и приступает к «зализыванию ран», поговорим на другую тему.
Четыре очка из девяти возможных – много это или мало? Лично я считаю, что при том календаре, что отвела «Торпедо» Континентальная лига – это нормально. Недобрали немного, но, с другой стороны, вряд ли стоило ожидать большего при такой смене часовых поясов. Идеальным в такой поездке считается «полное возвращение», то есть, когда игры идут с Востока на Запад: «Амур», «Кузня», «Сибирь». Чуть хуже вариант с «полным отъездом», то есть, когда в Хабаровске серия заканчивается. «Торпедо» же получило серию рваную: плюс 3 часа в режиме, плюс 7 и, наконец, плюс 4. Немудрено, что ребята в конце еле ноги таскали и не понимали, когда ложиться, а когда вставать.
Безусловно, наложило отпечаток и отсутствие «Локомотива». Лететь-то должны были втроем. А так полетели вдвоем с «Динамо» - для встречи с тремя командами. В итоге кто-то из хозяев все время отдыхал, а мы получили «Кузню», играющую дома второй матч подряд после хорошего отдыха. Тогда как сами играли уже третий через день – да еще с такими воздушными «плечами». Так что, все нормально. 4 очка в таких условиях – это по-божески. Хотя руководство «Торпедо» наверняка скажет «мало» - и будет по-своему право.
Зато теперь будет время «почистить перышки» и «зализать раны». Играют сборные, и для «Торпедо», в отличие от грандов, это не является катастрофой: не много народу отправляется в различные сборные. У тренеров появляется возможность привести всех «к общему знаменателю», а у нас – поговорить на другие темы, кроме турнирных.
Вот, скажем, в любой хоккейной команде (и не только КХЛ) есть свои живые легенды. Причем это не игроки и не тренеры. У первых и вторых как раз клубная биография не слишком затянута. Прошли те времена, когда игрок «где родился – там и пригодился». Сейчас пример Ванечки Ткаченко, ярославского воспитанника, игравшего за «Локомотив» и только за «Локомотив» - это вопиющее исключение из правил. Как, кстати, и Варнакова-младшего, не позарившегося на большие деньги клубов-олигархов.
А вот детские тренеры, врачи, администраторы, ледовары и клубные водители – они, как правило, в команде почти вечно. Ну или, как минимум, до пенсии. И многое могут рассказать, но рассказывают редко – поэтому-то так долго в клубах и задерживаются.
Есть и в «Торпедо» такая легендарная личность. Но легендарная не столько в хоккее, сколько в футболе. Это торпедовский врач Владимир Иванович Кремлев, или просто «доктор Иваныч», как называют его и игроки, и тренеры, и болельщики со стажем. В «Торпедо» он работает не так давно, и уникален он тем, что добрых две пятилетки работал в футбольном «Локомотиве», прошел с ним огонь, воду и медные трубы, и все эти годы был практически незаменим в «системе Бормана» - сиречь Валерия Овчинникова, которого, как иногда кажется, очень не хватает сегодняшней «Волге».
А еще доктор Иваныч – великолепный рассказчик. Но выпытать что-то о положении дел в сегодняшнем «Торпедо» - голый номер. Этого не удастся сделать даже при наличии ржавого напильника для стачивания зубов. О сегодняшнем «Торпедо», о всех его перипетиях, болячках и проблемах мы узнаем от Кремлева лет этак через восемь-десять. Зато сегодня можем узнать, как ему работалось при Бормане. Если двумя словами: работалось ему тяжело, но интересно, поскольку в «Локомотиве» каждый день что-нибудь да происходило. Ведь не зря же целое десятилетие Валерий Овчинников был главным спортивным ньюсмейкером области.
У доктора Иваныча до сих пор сохранились его рабочие тетради тех времен, которые теперь представляют собой настоящую архивную ценность. Здоровье Мухамадиева и Афанасьева, Черышева и Горелова, Чудина и Шанталосова, Татарчука, Кузнецова, Липко, расписанное по каждому дню, все их травмы и болячки. Представляете, какая ностальгия для футбольных болельщиков? А если еще и Иваныча подробно порасспрашивать…
Самое интересное ведь не в тетрадях, а у доктора в памяти. Как Борман ставил задачу задержать начало последнего матча сезона. Но так, чтобы комар носа не подточил. Того матча, что должен был начинаться в одно время со всеми остальными, но в итоге начался на 15 минут позже – и к «Локомотиву» не было никаких претензий: скорая, видите ли, задержалась. И потом, в конце игры, главные тренеры соперников Овчинников и Найденов стояли, обнявшись, между двух тренерских скамеек. А уж как тогда задержалась скорая – это другая история. Как на сборах Овчинников брал на просмотр никому не известных игроков из низших лиг, и они, чтобы пробиться в основной состав «Локомотива», ломали в контрольных матчах всех, кто под руку попадется – в том числе и своих. Как на Бормана и его помощника – Николая Козина – наезжали бандюки и «новые русские», требовавшие нужный результат. Как «Локомотив» вылетал и как возвращался – в Нижнекамске, по колено сперва в сугробах, а потом в грязи. Лучше доктора Иваныча этого никто не расскажет.
А еще лет через несколько мы наверняка узнаем много интересного: например, как лечили зубы Ягру. Помните, год назад, на Кубке губернатора Ярдо внезапно поплохело? И была проведена целая войсковая операция по ликвидации больного зуба, которую возглавлял доктор Кремлев. Конечно, ту операцию и нижегородские, и федеральные СМИ расписали в цветах и красках. Но, самое интересное, как всегда, осталось за кадром. И осталось в памяти доктора Иваныча.
Так что, если когда-нибудь вам на матче станет плохо (не дай Бог, конечно), то надо не скорую вызывать, и не в дежурную санчасть Дворца профсоюзов обращаться. Попросите доктора Кремлева, он и профессионал высшей пробы, и никогда никому не отказывает, и часто лечит просто словом.
Как и положено живой легенде нижегородской спортивной медицины.