- Алексей, расскажите, как вы пришли в хоккей?
- Все вышло довольно-таки случайно. Когда мне было пять лет, я с мамой оказался во Дворце спорта. Надо было что-то передать отцу, который сидел на трибуне... Как только я оказался в хоккейной атмосфере, понял, что от хоккея меня теперь не оторвать. Вскоре я стал назойливо упрашивать родителей, чтобы мне купили форму. В шесть лет стал заниматься в СДЮШОР. Поначалу катался вдоль бортика и наблюдал, как сверстники уже осваивают какие-то сложные элементы. Катание спиной вперед для меня вообще было высшим пилотажем. Но мне все очень нравилось, и однажды я даже часы перевел на один час вперед, чтобы скорее оказаться во дворце.
- Наверное, с той поры вы стали регулярно посещать матчи «Торпедо»?
- Да. Мы с ребятами из хоккейной школы занимали часть сектора во Дворце спорта имени Коноваленко. Иногда рядом со мной оказывался Володя Галузин, который на год старше... Эмоции переполняли. Например, когда «Торпедо» боролось с «Витязем» за выход в суперлигу. Прекрасно помню, как Алексей Жамнов не пустил нашу команду в элитный дивизион, реализовав решающий буллит. Для меня это было настоящее горе. Я ведь так переживал за торпедовцев: Дмитрия Игошина, Максима Савосина, Максима Овчинникова...
- Среди ваших сверстников выделялся, наверное, Дмитрий Клопов. Он раньше других оказался в «Торпедо» и поначалу выглядел очень ярко. Почему, на ваш взгляд, не сложилась его карьера в КХЛ?
- Чтобы хоккеист стабильно заиграл на высоком уровне, нужно совпадение многих деталей. Избежать травм, попасть к тренеру, который поверит в тебя, и в чью схему ты уверенно впишешься. Кроме того, ты должен использовать любую возможность, чтобы зацепиться за свой шанс - слишком высока конкуренция. Может быть, какая-то деталь, какая-то «шестеренка» у Дмитрия в определенный момент выпала. Сейчас он играет в высшей лиге, и я от души желаю ему успеха. Дима - большой мастер, руки у него просто «золотые». С удовольствием вспоминаю как мы с ним и Володей Галузиным играли в одной тройке в «Торпедо-2» и в «Сарове», понимали друг друга с полуслова, могли найти партнера буквально с закрытыми глазами.
- Вообще переход из «молодежки» во взрослый хоккей частенько бывает болезненным. Сколько молодых талантов не нашли себя среди профессионалов, а некоторые мастера, напротив, не блистали на юношеском и молодежном уровне...
- Вот вам показательный пример - Вадик Краснослободцев. Поначалу, выступая за «молодежку», он играл в четвертом звене и, честно говоря, не видел перспектив в большом хоккее. А когда несколько его молодых партнеров уехали за океан, Вадима, что называется, «подняли», и он постепенно пробился в состав клуба российской суперлиги... Повторяю, должно сойтись много факторов, и очень важно, чтобы хоккеист мог проявить свои лучшие качества. Можно, например, не быть выдающимся технарем, не обладать сверхвысокой скоростью, но закрепиться во взрослом хоккее благодаря упорству и трудолюбию. Полагаю, что это в большей степени и моя история.
- Ваша история пока что связана исключительно с системой «Торпедо». Вы выступали за вторую команду, «молодежку» и фарм-клуб, а теперь стали капитаном главной команды. Ни разу не было желания попробовать себя в другом клубе?
- Однажды я попытался представить, какие у меня будут ощущения, если придется сменить родной клуб. Все новое, все другое... Конечно, выбрав профессию хоккеиста, мы должны быть к этому готовы. Но все-таки особого желания резко сменить обстановку у меня не возникло. Тем более, когда все устраивает: город, болельщики, коллектив... Например, в это межсезонье вдруг узнал, что мной интересовались другие клубы. Мне это было приятно, но выбрал я все равно «Торпедо», подписав трехлетний контракт.
- Прошлый сезон, наверное, был лучшим в вашей карьере?
- Да. Прежде всего потому, что команда добилась приличного результата. Я буквально мечтал пройти с «Торпедо» первый раунд плей-офф, ведь такого мне никогда не удавалось. В сезоне 2011/12 команда под руководством Кари Ялонена преодолела барьер 1/8 финала, но тогда я не играл из-за травмы. А теперь мечта осуществилась, но снова надо шагать вперед и ставить перед собой новые задачи.
- Из-за травмы вы пропустили почти всю серию с ЦСКА в плей-офф-2016. Смотрели матчи по телевизору?
- Нет. У меня было сотрясение мозга, а потому телевизор был под запретом. Но исключить все переживания все же не удалось. Я постоянно спрашивал жену, какой счет, что происходит, кто давит... В общем, был в курсе событий.
- Смогло ли «Торпедо» усилиться в межсезонье?
- На мой взгляд, да. Пришли достойные ребята, и уровень команды стал выше. Новички прекрасно вписались в коллектив. Кроме того, важно, что сохранился костяк команды. Надеюсь, все это скажется на результатах «Торпедо».
- В прошлом сезоне вас впервые в карьере назначили капитаном «Торпедо».
- Конечно, это приятно. Определенный стимул, двойная ответственность... Теперь я чаще общаюсь с тренерами, даже если им это не очень нравится. Впрочем, я еще в школе проявлял подобного рода инициативу. Например, общался с учителями, вступаясь за одноклассников. А вот в хоккейной команде капитаном я стал впервые именно в сезоне 2015/16.
- В последние годы вашим партнером по звену постоянно был Вячеслав Кулёмин...
- Считаю, что это заслуга тренеров. Можно ведь подбирать игроков в одно звено по физическим данным или по стилю игры, но если у вас отсутствует взаимопонимание за пределами площадки, то никакой «химии» не будет. А со Славой у нас все удачно совпало. Мы понимаем друг друга как на площадке, так и за ее пределами.
- В начале сезона вы вдруг сменили амплуа - стали защитником. Как вам такой дебют?
- Это очень интересный для меня опыт. Уже после первого матча с Ригой я расстался с одним глубоким заблуждением. Полагал, что защитник - только разрушитель. Но теперь понял, как много игроку обороны приходится созидать, и мне это очень понравилось. Я ощутил, как непросто бросить по воротам от синей линии, когда на тебя выбегает куча соперников, или начать атаку из своей зоны, когда шайба «прилипает» к борту... Так что теперь на защитников я гляжу другими глазами.
- Вы играете в родном городе. Редкий случай для современного хоккея. Возникает ли желание показать иногородним партнерам ваш Нижний Новгород?
- А как же! Я бы с удовольствием показал им свой родной Автозаводский район. Купили бы на рынке свежих продуктов, объехали бы ГАЗ по периметру, посмотрели бы на мой двор и школу... Вот только думаю, что мало кто из моих партнеров будет меня об этом упрашивать.
- Есть ли у вас любимое занятие помимо хоккея?
- В этом году я начал учиться играть на гитаре. Шестиструнка уже лет пять дома лежала, а я все никак не мог до нее добраться, чего не скажешь о моем брате. И вот я вдруг заметил, что инструмент оказался в плачевном состоянии. Как смог починил гитару и стал заниматься с преподавателем. Эти занятия весьма нерегулярны, но, когда возникает свободное время, мне хочется продолжить обучение. Так что в качестве новогоднего подарка я выберу... новую гитару.