- Александр, не так давно Вы разразились самой настоящей голевой серией и менее, чем за месяц превзошли свой рекорд результативности в рамках российских чемпионатов. За счет чего удалось добиться таких успехов? Что-то изменили в тактическом подходе в рамках ноябрьской паузы?
- Нет, никаких особых изменений я в свою игру не вносил. Тренеры по ходу всего сезона просят защитников не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и помогать нападающим в атаке. В последних матчах все сложилось весьма удачно. Спасибо партнерам, создавшим для меня голевые возможности.
- Стала ли шайба в ворота «Амура», с которой начался новый рекорд результативности, особенной для Вас?
- Нет, это был обычный гол. Хорошо, что он помог команде добиться результата. А в целом я не уделяю какого-то особого внимания статистике и не ставлю перед собой «планок». Просто делаю то, что должен. А на цифры потом посмотрим.
- Если шайба «Амуру» не стала особенной, то гол в ворота московского «Динамо» - наверняка. Ведь Вы провели в системе этого клуба восемь лет. Да и гол получился на загляденье: разобрались перед воротами, как заправский нападающий.
- Конечно, было приятно и радостно поразить ворота команды, в которой я провел немало сезонов. Жалко, что не удалось украсить гол победой. Но через несколько дней в Москве мы это исправили.
- Раз уж мы заговорили о динамовском прошлом, давайте вспомним и другие этапы Вашей карьеры. Как все начиналось?
- Отец поставил меня на коньки в шесть лет. Он и сам в молодости играл, но в восемнадцать лет развитию карьеры помешала травма. Я начинал с дворовых команд, затем постепенно перебрался в школу «Трактора», где учился хоккею у тренера Виктора Михайловича Перегудова. Этот наставник воспитал таких игроков, как Антон Белов, Николай Лемтюгов и многих других ребят, выступающих сейчас на высоком уровне.
- Мало где это отражено на статистических информационных порталах, но в юном возрасте Вы пробовали свои силы за океаном в юниорской команде «Бостона»...
- Было дело. В шестнадцать лет мы с товарищем Ильей Яковлевым решили попробовать свои силы в Северной Америке, откликнувшись на приглашение агента. В итоге Илья отправился в канадский «Эри Оттерс», а я – в «Бостон». Поначалу все было неплохо. Моя команда шла на первом месте, мы обыгрывали всех конкурентов. Затем руководители решили, что нам с Ильей как двум россиянам следует играть в другой команде, в «Бостоне» защитники были не нужны. Мы перешли в систему другого клуба, и после этого начались определенные бытовые проблемы, из-за которых Америку пришлось покинуть.
- В чем они заключались?
- Поначалу мы, как это и принято, жили в американских семьях, где у нас были все условия для роста. Затем менеджер клуба почему-то сказал, что мы должны жить у него дома. Поселил нас на чердаке, еще и требовал по пятьдесят долларов за проживание. Мы вынуждены были пойти работать. А кем идти работать в таком возрасте, без опыта и связей в чужой стране? Приходилось с семи утра убираться вокруг арены и на самой арене. До двенадцати дня этим занимались, затем час спали в раздевалке и после этого отправлялись на тренировки. Платили нам по сто долларов в неделю, и половину из этой суммы нужно было отдавать за жилье. Исходя из таких условий, принятое решение о возвращении домой было единственно верным.
- Чем запомнилась жизнь за океаном помимо уже названных моментов?
- Интересно было окунуться в новый мир. Организовывали с другом себе экскурсии по Бостону, по Нью-Йорку, мельком видели Статую Свободы. Гуляли по улицам, ходили на почту через так называемые «черные кварталы», что в целом считается экстремальным занятием. В общем, что могли увидеть в отсутствие интернета и прочих средств получения информации, то и увидели.
- Как после возвращения в Россию оказались в московском «Динамо» и связали весомую часть карьеры с этим клубом? С небольшими перерывами стаж составил восемь лет…
- Когда я вернулся домой, отправился в «Трактор», за играми которого наблюдали не только болельщики, но и столичные скауты. После одной из игр они предложили мне попробовать свои силы в Москве. Я, если честно, наотрез отказывался и не хотел туда ехать на просмотр. Но в итоге сыграл пару матчей за динамовский фарм-клуб, после чего мне сказали отправляться в Челябинск за вещами и возвращаться вновь. Я не горел желанием, долго сомневался. Однако отец убедил меня в том, что стоит попробовать. «Домой вернуться можно всегда, а в «Динамо» еще раз могут и не позвать», - говорил он. В итоге я согласился, и так начался насыщенный столичный этап карьеры.
- Какой из сезонов в составе «бело-голубых» запомнился больше остальных, и работа под руководством какого из тренеров была самой плодотворной?
- Со всеми тренерами было интересно, и каждый из них внес определенную лепту в мое становление. И Владимир Крикунов, который приглашал меня в команду, и Владимир Вуйтек, с которым мы работали потом, и все остальные специалисты. В плане результата запомнился сезон под руководством Вуйтека, в котором мы заняли итоговое четвертое место. У нас была хорошая команда. В определенный момент чуть-чуть не повезло, но все равно сезон можно занести в актив.
- У Вас в послужном списке значатся выступления не только за клубы, но и за национальную сборную. Вспомните те два матча, которые сыграли в ее составе. Что это были за игры, и какие эмоции они вызвали?
- Это было в 2011 году, после окончания одного из сезонов в «Спартаке». Руководство вызвало нас с Денисом Бодровым и сообщило радостную новость о том, что нам предстоит отправиться в сборную страны и сыграть в матчах с Беларусью в Смоленске. Было очень неожиданно, но интересно. Такой опыт получить всегда приятно.
- А что еще помимо хоккея вызывает у Вас в жизни положительные эмоции?
- Все свободное время я стараюсь уделить двум своим маленьким сыновьям: Мирону и Родиону, старшему из которых три года, а младшему – год. Что им интересно, то и нам с супругой Евгенией тоже. Поехать на дачу, выбраться в лес, погулять, поиграть. Главное – быть рядом. На остальное времени не особо хватает.
- Хоккеем дети увлекаются?
- Старший ходит на каждую игру, младший, когда игры начинаются рано, тоже. А от амуниции вообще не оторвешь. Не отдают – и все. Говорят, что это их форма, а мне, если я хочу тренироваться, нужно искать новую. Прихожу домой – а сыновья уже стоят оба с клюшками.
- На коньки старшего пока не пытались поставить?
- Хочу попробовать. Коньки ему Дед Мороз принес еще в прошлом году. Возможно, в самое ближайшее время это случится.
- Перед началом текущего сезона состоялся Ваш переход в «Торпедо». Почему выбрали наш клуб?
- Всегда нравилось, в какой хоккей играет «Торпедо». Это клуб с амбициями. Поэтому я особо не сомневался, принимая данное приглашение. Считаю, что нашей команде по силам добиться отличных результатов.
- Способствовало ли быстрой адаптации наличие большого количества игроков, с которыми Вы раньше выступали в других командах? С Олегом Пигановичем в «Тракторе» и вовсе в одном звене играли.
- Да, конечно. Когда в команде есть знакомые ребята, процесс адаптации всегда проходит легче и быстрее.