- Алексей, Вы родились в городе Жуковском, где сегодня не так хорошо обстоят дела с развитием хоккея. Местная команда «Вымпел» в годы Вашей молодости уже не славилась высокими результатами. Как при этом удалось «заболеть» хоккеем?
- Мои родители (в первую очередь, отец) хотели, чтобы их ребенок занимался спортом. По совету друзей выбрали именно хоккей, определив меня в школу «Динамо». Пришлось проделать долгий путь и приложить немало усилий, чтобы добиться чего-то. Каждый день только в одну сторону я преодолевал порядка пятидесяти километров, чтобы попадать на тренировки. Причем в детстве делал это с самого раннего утра, чтобы еще и успеть к первому уроку в школе. Когда успеть не удавалось, приходилось оставаться на дополнительные занятия, что-то пересдавать. Было трудно, но, если решил идти к своей цели, на трудности нельзя обращать внимания.
- Откуда у родителей появилось желание воспитать хоккеиста? Они сами на тот момент занимались спортом профессионально?
- Профессионально – нет. Разве что, отец в свое удовольствие играл в футбол в первенстве города. Может быть, сказались особенности того времени. Девяностые, как известно, были периодом неспокойным, поэтому и важно было направить поле деятельности ребенка в какое-то мирное и интересное русло. Например, в спортивную секцию. Почему «Динамо»? Здесь поспособствовали советы друзей. В частности, семьи братьев Рыбиных, с которыми мы близко общались. Совместно посчитали, что это будет перспективный путь.
- В Вашем родном городе базируется команда «Стрела», выступающая в родственном виде спорта хоккее с мячом и становившаяся чемпионом Московской области. Почему этот вид спорта не завлек?
- Трудно сказать. Наверное, общая популярность хоккея с шайбой в стране и в мире внесли свою лепту. Может быть, что-то еще. Сам я, если честно, не задумывался над этим вопросом.
- Расскажите о своих первых наставниках…
- В детском возрасте тренеры у нас постоянно менялись. Изначально я пришел к Дмитрию Викторовичу Давыдову. Сейчас он работает директором одной из московских хоккейных школ. Затем я тренировался у Сергея Валентиновича Кремлёва, который в свое время воспитал Алексея Жамнова, Игоря Королёва, Александра Карповцева и ряд других известных мастеров. Непосредственно к выпуску меня готовил Михаил Васильевич Слипченко. И каждому наставнику я благодарен за тот опыт и умения, которыми они со мной поделились.
- Как в семнадцать лет Вас занесло в латвийский город Лиепая, команда из которого выступала в чемпионате Беларуси?
- Все было очень просто. Я занимался на сборах с основным составом «Динамо», но случился локаут, после которого в Россию приехало очень много звезд мирового масштаба. Тогда главный тренер команды Владимир Васильевич Крикунов предложил мне отправиться за опытом в чемпионат Беларуси. Тренер и руководство «Металлурга» являлись его хорошими друзьями, которым необходим был молодой игрок. Крикунов спросил меня, не против ли я поиграть в данной команде, на что я ответил согласием. По сравнению с первой российской лигой, уровень там был очень высоким.
- Благодаря кому из игроков высокий уровень турнира стал таковым?
- В чемпионате Беларуси играли такие хоккеисты, как Карлис Скрастиньш, Сергей Жолток и много других известных ребят, благодаря локауту подтянувшихся как из России, так и из Северной Америки. Так что, уровень был очень даже приличный, что мне в том возрасте было только на руку.
- Тяжело ли было в таком молодом возрасте оказаться хоть и в близкой, но загранице? Быстро ли удалось адаптироваться там?
- Трудновато было лишь поначалу, но затем я со всем справился. Помогли и товарищи по команде, и тренерский штаб, и другие клубные работники. Так что, никаких проблем в бытовом плане я не встретил. Все ребята были русскоязычными, поэтому с языковым барьером я также не сталкивался.
- В семнадцать и восемнадцать лет Вы принимали участие в двух чемпионатах мира для игроков соответствующего возраста. Чем запомнились эти турниры, и каких результатов удалось достичь? Знаю, что во втором названном соревновании Вы уж точно можете похвастать высокой результативностью.
- Приятно было в молодости сыграть на международном уровне, но неприятно, что не удалось добиться победных результатов. В частности, в 2005 году, набрал семь очков в шести матчах, но общие итоги выступления на турнире не позволили занести данное соревнование себе в актив. Так бывает. У нас не сложилась всего одна игра, но именно она выпала на четвертьфинал с хозяевами – сборной Чехии. Хотелось, конечно, добраться до медалей. Но получилось так, как получилось. Поэтому особенно тот турнир не вспоминаю.
- После выступлений в Лиепае Вы вернулись в родное «Динамо» к Владимиру Крикунову. Насколько тяжело, но при этом полезно было оказаться под руководством данного наставника в юном возрасте, и чему научили методы работы именитого тренера?
- С опытом и с годами приходит понимание всей пользы, которую принес тот период работы. Владимир Васильевич – тренер старой закалки, ставящий во главу угла дисциплину и высокий уровень физических нагрузок. И на стартовых этапах профессиональной деятельности освоить его требования было очень полезно. А вообще, всегда позитивно сказывается работа с представителями различных хоккейных школ и философий. И советской, и североамериканской. Любой опыт, особенно в сумме с другим опытом, дает полезные знания, которые легко использовать в ходе карьеры.
- Отыграв в системе «Динамо» два сезона, Вы на несколько лет расстались с родным клубом, отправившись в Новокузнецк и Санкт-Петербург. Искали игровой практики в период становления?
- Наверное, я был молодым и горячим и хотел, чтобы стало получаться все и сразу. А так не бывает. Может быть, на тот момент стоило немного потерпеть и остаться в динамовской системе, а не начинать скитания. Так или иначе, через несколько сезонов я вернулся в «Динамо», подписав двусторонний контракт. Выступая в фарм-клубе, старался добиться повторного вызова в основную команду.
- В итоге игры в «основе» пришлось ждать два года, зато получилась она триумфальной. Вы попали в чемпионскую команду Знарка в плей-офф и набрали десять очков в решающих матчах. Насколько стремительно все происходило, и как удалось обойтись без периода адаптации, сразу начав с места - в карьер? Понимали: сейчас или никогда?
- Так все и было. Я осознавал, что, если бы не воспользовался подобным шансом, нового мог бы уже не дождаться, ведь мне было уже двадцать шесть лет. На адаптацию времени мне не потребовалось. Ведь, даже играя в фарм-клубе, я регулярно был на сборах с главной командой, понимал все схемы и требования. Влиться было очень легко и просто. Хорошо, что удалось это сделать.
- Насколько сильные эмоции вызвала победа в Кубке Гагарина, и большим ли событием она стала не только для Вас, но и для всего Жуковского?
- Да, был настоящий праздник. Друзья, работающие в городской администрации, организовали отличный прием, которого я даже не ожидал. Все прошло здорово, много людей приветствовало меня и завоеванный трофей. Это было очень памятное событие.
- Расскажите о татуировке, посвященной тому триумфу.
- У меня на тот момент на одной руке уже была нанесена татуировка с именем супруги Кристины. После нескольких выигранных матчей со «Слованом» в первом раунде плей-офф, Константин Касянчук, увидев ее, спросил, появится ли в случае победы в Кубке Гагарина подобная татуировка с именами партнеров по звену: его и Константина Горовикова. Я ответил, что, если выиграем – без вопросов. После завоевания трофея я слегка подзабыл про данный разговор, ведь слишком много эмоций и мыслей было на тот момент в голове. Однако затем в одной из газет прочитал интервью Касянчука, в котором он говорил о том, как сильно хочет поскорее приступить к предсезонным сборам, чтобы увидеть мою татуировку. Я сразу поспешил выполнить обещание. И ничуть об этом не жалею, ведь данная победа – важное событие в моей жизни.
- В последующих динамовских сезонах повторить триумф не удалось, и, спустя пару лет, «транзитом» через Омск Вы перебрались в «Торпедо», где на старте своих выступлений вновь идете по тому чемпионскому графику результативности. За счет чего удалось так резво стартовать? Наличие многих знакомых по «Динамо» лиц помогло в быстрой адаптации, или какие-то дополнительные факторы сказались?
- Не хочу говорить слишком громких слов, но сегодняшнее «Торпедо» очень близко тому вышеназванному чемпионскому «Динамо». Коллектив похож в том плане, что все ребята - бойцы и трудяги. Все работают друг на друга и на команду, и поэтому сегодняшний торпедовский хоккей невероятно сильно близок мне. Считаю, что этой команде, учитывая ее бойцовский дух и характер, по силам побороться за высокие итоговые результаты.
- При проявлении высокой личной результативности, не стали появляться мысли вновь напомнить о себе Олегу Знарку, теперь уже в национальной сборной?
- Пока нет. В первую очередь, нужно стабильно и качественно играть в клубе. А сейчас я не могу сказать, что все складывается идеально. Самое главное – показывать хорошие результаты здесь. А уж дальше – как получится.
- Но в целом разделяете мысль о том, что игра за национальную команду – мечта любого профессионального спортсмена?
- Конечно, это так. Даже выступая на юниорском уровне под флагом страны, я получал невероятные эмоции. Не могу себе представить, что творится в душе у игроков основного состава национальной сборной. Конечно, это моя мечта. Но пока она довольно далека от воплощения в реальность.
- Если продолжать тему адаптации в Нижнем Новгороде, наверное, несложно было освоиться здесь, учитывая участие в нескольких Кубках Губернатора и получение примерного представления о городе?
- Да, частенько я приезжал сюда с «Динамо» и находился в Нижнем по неделе, частично знакомясь с городом. А вообще, Нижний Новгород – один из лучших городов России. Он очень красивый, современный, с наличием всей необходимой инфраструктуры. И мы с семьей просто в восторге от нахождения здесь.
- То есть, и супруга, и дочка, которая родилась всего несколько месяцев назад, уже успели переехать сюда.
- Да, конечно. Дочка у меня - та еще путешественница. В первые пару месяцев жизни успела родиться в Москве, побывать в Сибири и переехать в Поволжье. Мы с супругой решили, что нам не подходит вариант жизни в разных городах в ходе моих выступлений за тот или иной клуб. Поэтому семья путешествует вместе со мной.
- Где Вам с семьей доводится бывать, помимо арены, дома и аэропорта?
- Выбираемся и в кинотеатры, и в торговые центры, благо дочка у нас спокойная и позволяет погулять. Она все время с нами, и мы живем полной жизнью. Бывали и в Кремле, и в других живописных местах. Повторюсь, что нам в Нижнем Новгороде очень нравится.
- Есть ли у Вас увлечения, помимо хоккея? Понятно, что на занятия какими-то хобби нет времени, но, может быть, есть сферы жизни, которые просто любопытны сами по себе?
- Увлечения были разные, но с рождением дочки времени на них практически не осталось. Все свое свободное время я стараюсь посвящать ей. Прихожу домой после тренировки, пытаюсь уделить внимание, поиграть, дать возможность супруге немного отдохнуть. А еще я очень люблю читать. Если говорить о жанрах, с годами их выбор периодически меняется. Сейчас мне нравится биографическая литература, в частности, биография Георгия Жукова. Душа к ней легла после событий, посвященных празднованию семидесятилетия Победы.
- Раз уж мы начали говорить о больших победах, к каким завоеваниям лежит путь Алексея Сопина после поднятия над головой Кубка Гагарина?
- В спортивном плане все просто. Нужно изо дня в день доказывать, что ты чего-то стоишь в этой профессии, и что ты являешься игроком высокого уровня. А в жизни нужно в любой ситуации оставаться хорошим человеком и относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. И тогда все получится.
Дмитрий Зимин,
информационная служба «Торпедо»