Обновление в разделе Пресса о команде: Три солдата, три судьбы
Предлагаем Вашему вниманию материал из официальной программы к матчу "Торпедо" - "Барыс".
К сегодняшнему хоккейному матчу между «Торпедо» и «Барысом» этот ретро снимок имеет самое прямое отношение. Двое из трех изображенных на нем сегодня будут «по разные стороны баррикад». Один будет прикладывать все усилия к победе гостей. Другой – отчаянно болеть за хозяев. Но как бы не закончился матч, после сирены два бывших однокашника по торпедовской хоккейной школе обнимутся и пожелают друг другу удачи. Вы ещё не догадались о ком идёт речь?
Местами помятая и пожелтевшая от времени фотография сделана более 32 лет назад, в июне 1979-го. Три солдата-земляка сразу после присяги впервые отправились в увольнительную. Ну, и как же без фото на память для себя и родных?! Несмотря на скудный армейский кошелёк, фото в одном из московских ателье заказали не из дешёвых. На плотной тиснёной бумаге. В советские времена такие снимки распечатывались по особому, торжественному случаю. Видимо, новоявленным рядовым не терпелось показать своим родственникам, что у них всё отлично.
А через несколько дней после фотосессии вся троица получила еще одну армейскую форму – хоккейную. Майки и снаряжение великого ЦСКА. Пусть и не главной команды, а молодёжной. Но гордости от этого три воспитанника горьковского «Торпедо» испытали не меньшую.
Парадные гимнастерки и фуражки их уже мало интересовали. Все планы и мысли были подчинены хоккею, ради которого они были готовы пожертвовать многим. Даже нормальным отдыхом. После вечерней тренировки уговаривали тренера – Александра Павловича Рагулина разрешить им заночевать в раздевалке, а не идти в казармы. И великий Палыч, махнув рукой, шёл на нарушение – разрешал. Прижавшись друг к другу, чтобы не совсем замерзнуть на холодном полу, они засыпали среди гор формы, коньков и клюшек. А наутро, насобирав в карманах мелочь, бегали в ближайший хлебный за самыми дешевыми булочками. И после такого «плотного» завтрака мчались на тренировку. Мчались, чтобы как можно быстрее из молодежки ЦСКА шагнуть в самый прославленный клуб страны. И всем троим это сделать удалось…
Так кто же эти трое молодых красавца в гимнастерках с погонами?!
* * *
Слева – Андрей Хомутов. Точнее говоря, теперь уже Андрей Валентинович. Сегодня он выведет свой «Барыс» на лёд нижегородского Дворца спорта и будет вместе со своими подопечными подбирать ключи к воротам «Торпедо» - клуба, из которого в мае 1979-го прямиком был призван в армию. В 12 лет он переехал из родного Ярославля в горьковский спортинтернат. Шустрый техничный паренёк прибавлял в мастерстве от сезона к сезону, и уберечь его от ока селекционеров ЦСКА было просто невозможно. Хомутов успел сыграть за взрослое «Торпедо» лишь в матчах Кубка СССР, после чего вся его игровая карьера в родной стране была связана только со столичным армейским клубом.
В Москве карьера Хомутова резко пошла в гору. Армейское фото в погонах и вызов в сборную СССР разделяют всего лишь полтора года. Конец осени-начало зимы 1980-го получились для 19-летнего дебютанта ЦСКА настолько фееричными, что после хомутовского дубля в ворота московского «Динамо», тренер советской сборной Виктор Тихонов взялся перекраивать её состав. В уже опубликованный в прессе список кандидатов на участие в «Призе Известий» он внес изменение: включил в него Хомутова, за плечами которого было всего несколько матчей за ЦСКА.
Теперь наград и титулов у главного тренера «Барыса» и сборной Казахстана не счесть. Хомутов – один из шести игроков в мировом хоккее, которым трижды удавалось выигрывать Олимпиаду. Его признавали лучшим хоккеистом страны, включили в Зал Славы отечественного хоккея. В его копилке семь золотых медалей, завоеванных на чемпионатах мира, и девять – в чемпионатах СССР. Да и погоны, что на фотке, он со временем поменял на более весомые и престижные - майорские.
* * *
Кстати, Хомутов был не первым парнем с армейской фотографии, кто отличился заброшенной шайбой в составе мастеров ЦСКА. Первым, кто победно вскинул руки после точного броска, был тот солдат, что сидит справа. Защитник Николай Голышев. Теперь уже Николай Иванович. Уверен, сегодня он тоже будет на игре. И не надо спрашивать за кого он будет болеть: со стопроцентной точностью – за родное «Торпедо», которому в качестве игрока и работника клуба отдал ни много, ни мало 26 лет.
Его первый год в армейском клубе был весьма успешным. Молодёжка ЦСКА выигрывала все турниры подряд – первенство Москвы, Кубок столицы и молодежный чемпионат СССР в Минске. После победы в столице Белоруссии молодого защитника с некоторыми другими ведущими хоккеистами прямо с поезда отвезли в расположение главной команды ЦСКА.
И всё складывалось удачно. В феврале 1980-го на матчи Кубка европейских чемпионов против «Олимпии» из Любляны в пару к сборнику Геннадию Цыганкову во второе звено поставили молодого горьковчанина. И он не только сыграл надежно сзади, но и успел удачно подключиться к атаке. Мощным броском отправил шайбу в ворота соперника. Однако в ходе сезона селекционеры ЦСКА переманили из Ленинграда еще одного защитника - Святослава Хализова. Он был на два года моложе Голышева и ставку сделали на него.
Под конец армейской службы Голышев получил предложение вернуться в Горький. И он возвратился, несмотря на настойчивые уговоры перейти в «Крылья Советов». 13 сезонов верой и правдой «служил» защитник Голышев родному клубу в качестве игрока. Провел за это время 571 матч в чемпионате СССР, был одним из ведущих игроков обороны в 80-е. А, закончив играть, пошел расти по служебной лестнице. Сначала был администратором «Торпедо», затем начальником команды, далее менеджером и наконец – спортивным директором… Сейчас Николай Иванович – директор Дворца спорта для детей и юношества «Заречье». Весной отметил своё 50-летие.
У Голышева нет такого громкого списка регалий как у Хомутова, с которым они вместе призвались в армию. Хотя серебряная медаль, завоеванная на Всемирной Универсиаде, тоже дорогого стоит. Но дело здесь даже не в медалях и кубках. Хоккей дал Голышеву то, что не измеряется регалиями и титулами. Благодаря хоккею и своему умению выстраивать отношения с людьми, у Николая Ивановича появились сотни друзей, которые его ценят, любят и уважают. Где бы ни играла наша команда, отовсюду ему передают приветы и пожелания удачи.
* * *
А вот третий их сослуживец, что на фото в центре, к сожалению, сегодняшний матч посетить не может. Жизнь этого талантливого форварда нелепо оборвалась в 20 лет. Это был один из самых трагичных случаев в истории советского хоккея, о котором вспоминают до сих пор.
По перспективности Владимира Корженко ставили даже выше Хомутова. Уже в 16 лет о молодом даровании из торпедовской школы писало центральное спортивное издание «Футбол-Хоккей», на страницы которого попасть было совсем не просто. Все специалисты в один голос утверждали, что этого 193-сантиметрового парня ждёт большое будущее.
13 лет тому назад я готовил газетный материал о Корженко. Все вспоминали о нём с большой теплотой, выделяя во Владимире высокие человеческие и профессиональные качества. Приведу слова заслуженного тренера СССР Юрия Ивановича Моисеева, тренировавшего в начале 80-х ЦСКА:
- Корженко был очень перспективным. На предсезонке в первый год он даже выглядел лучше Хомутова, легче справлялся с заданиями, был более вынослив. Тихонов очень рассчитывал на Володю. Мы хотели сделать из него классного центрфорварда, так как у него была неординарная обводка и хорошие физические данные. Все ребята его уважали: от молодых до ветеранов. Он умел ладить со всеми. И навсегда мне запомнилось его пение под гитару, которую он всегда возил с собой. По человеческим качествам его можно сравнить с Харламовым, с которым они находили общий язык. Но вот так получилось, что сначала от нас ушел Володя, а через три месяца погиб Валерий…
22 апреля 1981 года под конец службы, чтобы Корженко и Хомутов, не помышляли о другой команде, армейское начальство присвоило им звание младших лейтенантов. А через два дня Владимир Корженко в последний раз в своей жизни вышел на лёд, на который уже больше никогда не вернулся.
Тренировка ЦСКА близилась к концу. Двусторонний поединок не выявил победителя, и было решено пробить по три буллита. После двух бросков команда Корженко не смогла отличиться, и тут Владимир добивается успеха. На радостях вскидывает вверх руки и… То ли конёк хоккеиста попал в трещину льда, то ли вратарь Александр Тыжных, пытаясь выбить шайбу, зацепил нападающего. Корженко развернуло, и он затылком ударился о борт. Подъехавшим партнерам и врачу он промолвил: «Я какой-то маленький стал. Ног совсем не чувствую». Оказалось, что произошел сдвиг позвонка в области шеи. Через десять дней перспективный нападающий скончался в госпитале.
Когда Владимиру было девять лет, у него умерла мать, в 16 лет он потерял отца. А в 20 ушел из жизни сам… Похоронили его в Москве в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Послужной список у Корженко совсем короткий. Он успел отличиться двумя заброшенными шайбами в команде мастеров «Торпедо» в матчах Кубка СССР. В молодежном ЦСКА стал чемпионом страны по своему возрасту. Во взрослой команде ЦСКА провел лишь четыре официальных матча – три на Кубок европейских чемпионов и один – в чемпионате СССР.
* * *
Три солдата, три судьбы. В один момент их судьбы тесно переплелись, а затем каждый пошел своей дорогой. Но на той фотография на память на тисненой бумаге они вместе. И они счастливы.
Александр СУХОВ